суббота, 2 мая 2015 г.

Уилл Тейлор. Взятие случая. О характеристических атрибутах психических/эмоциональных симптомов, ч. 1

(Предыдущая часть: https://dymentz.blogspot.com/2015/05/1_3.html)

Уилл Тейлор 
Часть 2. 
О характеристических атрибутах психических/эмоциональных симптомов 

(Перевод Зои Дымент) 


(
Представлено в марте 2001 года на заседании Гомеопатического медицинского общества штата Пенсильвания, а также опубликовано летом 2001 года в журнале Simillimum)

В 1858 году Беннингхаузен написал свое эссе "Вклад в рассуждение о характеристическом значении симптомов"(1). В этом он опирался на гекзаметр из 12 века " Quis? Quid? Ubi? Quibus Auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?" (Кто? Что? Где? С кем и почему? Как? Когда?), чтобы определить характеристические особенности совокупности симптомов, на основе которых мы выбираем подобное лекарство. 


Эти 7 характеристических элементов симптомов были использованы при построении наших реперториев и в определении параметров симптомов, учитываемых Беннингхаузеном в его методе анализа случая. В этом методе физические симптомы характеризуются с помощью локализации, ощущения, модальности и сопутствующих симптомов – классические 4 основные атрибута совокупности симптомов на схеме Геринга (2): 

Ощущения 
Локализация, состояние..................... Модальность, причинность 
 Сопутствующие 

Зачем нужно выделять основные атрибуты симптомов? 

Система разложения симптома на составляющие фрагменты важна для организации нашего знания Materia Medica по двум важным причинам.

Во-первых, она позволила построить репертории с управляемыми индексами/указателями. Реперторий Беннингхаузена и те, которые последовали за ним, позволили нам реконструировать сложный симптом за счет рассмотрения его составных «частей» как отдельных элементов, причем эти симптомные фрагменты легко индексируются относительно таких атрибутов, как локализация, ощущение, модальность и сопутствующие.

Во-вторых, действуя таким образом, Беннингхаузен показал творческий путь преодоления недостатков и ограничений наших знаний о Materia Medica. Для него было очевидно, что ощущения, модальности и сопутствующие часто были больше связаны с совокупностью симптомов, а не просто с местным симптомом, к которым они были прикреплены в прувинге или случае. Он предположил, что мы можем обобщить эти симптомные атрибуты и использовать их по аналогии для описания симптомов, к которым они не были прикреплены непосредственно в прувинге или в рассматриваемом случае.

Например, прувинги Colocynthis выявили давящие боли с различной локализацией, но указывают на улучшение от сильного надавливания только при колющей боли в кишечнике. Беннингхаузен в «Терапевтическом карманном справочнике» отмечает Colocynthis в Общие, улучшение в рубрике«Улучшение; Давление; внешнее», что позволяет нам рассматривать это лекарство в случае с «давящая головная боль, улучшение от сильного надавливания», несмотря на то, что эта модальность для данной локализации в прувингах не отмечена.
Очевидно, как ранее писал Геринг и другие, что эта практика рискует привести к ошибкам при включении, и несомненно, этого не избежал и Беннингхаузен.Однако он не предлагал, чтобы мы вставили в первичную Materia medica обобщенные ощущения и модальности, скорее, мы можем использовать его идею для того, чтобы уменьшить возможные ошибки исключения при анализе с помощью репертория.

Что уникального в психических/эмоциональных симптомах? 

Психические/эмоциональные симптомы занимают исключительную позицию в схеме Беннингхаузена, и к ним следует обращаться только после того, как завершен начальный этап анализа случай, когда результаты реперторизации сравниваются с первичной Materia medica. Так происходит не из-за пренебрежения или предполагаемого меньшего значения психической/эмоциональной сферы, а, скорее, потому, что психические/эмоциональные симптомы не легко разложить по схеме Беннингхаузена, описывающей симптомные атрибуты. 

Однако Ганеман и его коллеги очень рано признали центральное значение психического/эмоционального состояния пациента для определения целительного лекарства.
Из «Органона» (3):

 "…при всех так называемых соматических болезнях также всегда изменяется умственное и эмоциональное состояние. Во всех случаях болезни, которая должна быть вылечена, эмоциональное состояние пациента должно быть отмечено как один из самых выдающихся симптомов, наряду с совокупностью симптомов, если кто-то хочет представить истинный образ болезни для того, чтобы иметь возможность лечить гомеопатически". («Органон», пар. 210) (3).

"Это выдающееся значение эмоционального состояния справедливо до такой степени, что эмоциональное состояние пациента часто склоняет чашу весов при выборе гомеопатического средства. Это явный характеристический признак, который, среди всех признаков болезни, менее всего может оставаться скрытым при дотошном наблюдении врача" (пар. 211). 

"По этой причине невозможно вылечить в соответствии с природой, то есть, невозможно вылечить гомеопатически, 1. если не следить за изменениями умственных и эмоциональных симптомов, вместе с другими симптомами, в каждом случае болезни, даже острой, и 2. если при выборе лекарства не учитывать его способность вызывать болезнь, которая, наряду с подобием других симптомов симптомам болезни, само по себе способно породить психическое или эмоциональное состояние, подобное этой болезни" (пар. 213).

Цель данной статьи – исследовать аспекты психических/эмоциональных симптомов, для того, чтобы иметь возможность более полно интегрировать эти симптомы в схему Беннингхаузена и помочь использовать их при анализе случая.

Природа центрального значения психического/эмоционального состояния 

Психическое/умственное / эмоциональное состояние может получить свое центральное значение при оценке истинного образа болезни с помощью одного из двух способов или их обоих вместе:
(1) Такой симптом может быть просто "явным характеристическим признаком, который…менее всего может оставаться скрытым при дотошном наблюдении врача". Вне зависимости от их роли в процессе болезни, они чаще всего выделяются в совокупности симптомов, как определенно характеристические и дифференцирующие.

(2) Как следует из вдохновленной Сведенборгом космологии Джеймса Тайлера Кента и взглядов некоторых школ современной альтернативной целительной философии, психическое / эмоциональное состояние организма может непосредственно влиять на появление дисгармонии в организме, которое затем распространяется на физическую сферу.

Я хочу обойти эту вторую возможность – я невыносимый прагматик – и предпочитаю "оставить в тайне" то, когда психическое / эмоциональное состояние ближе к корням болезни, чем физическое состояние. Я открыт для долгих вечерних дискуссий по этому вопросу, но он не важен для практических указаний, которые должны быть изложены в данном эссе. Мое личное впечатление такое, что как психические / эмоциональные, так и физические симптомы возникают из более глубокой дисгармонии, чем та, которую способна оценить наша дихотомия. Возможно, предполагаемый примат разума и эмоций в здоровом состоянии и в болезни в некоторых наших современных философских системах альтернативной медицины возникает как реакция на почти полное игнорирование этих факторов в философии медицины, превалирующей в последние несколько веков, и нам необходимо восстановить баланс и найти законное место психики в медицинской мысли.

Этот последний пункт, по сути, – основной момент, который я извлек из параграфов 210 –214. Ганеман жил в период, когда, во многом, как и сегодня, обычная медицинская философия признавала дуальность психики и тела. Я вижу в афоризмах 210–214 открытый отказ от этой двойственности психики и тела, признание того, что нельзя строго разделить симптомы и болезни на соматические и психические / эмоциональные.

Кент об атрибутах психических / эмоциональных симптомов 

Джеймс Тайлер Кент предложил альтернативный подход к организации симптомов случая, рассматривая психические / эмоциональные симптомы на ранних стадиях анализа случая. Этот подход опирается на его космологию, вдохновленную идеями Сведенборга, в которой разум, очевидно, занимал более высокую позицию, чем физическое тело, в иерархии, простирающейся от динамического уровня до результатов, проявляющихся в физической болезни.

Однако, предлагая нам этот подход, Кент не дает достаточно указаний относительно характеристического значения разнообразных психических / эмоциональных симптомов, которые следует получить при описании случая или найти в патогенезах лекарств. В своем эссе «Использование репертория"(4), он описывает следующую иерархию психических/эмоциональных симптомов: 


"Во-первых, те, которые касаются любви и ненависти, либо желаний и отвращений. Далее – те, которые принадлежат к рациональному разуму, так называемому интеллектуальному разуму. В-третьих – те, которые касаются памяти".
В "Как использовать реперторий" (5) он добавляет:

"Я далее [после обострений и улучшений общего состояния] тщательно изучаю все его страсти, психические и физические, все желания и отвращения, антипатии, опасения, страхи и т.д. Затем я смотрю на всех интеллектуальные извращения, методы мышления, память, причины психических расстройств и т.д.".

Я вижу в этих описаниях некоторые семена для более глубокого понимания атрибутов симптомов психики, но это не то, что необходимо для организации ментальных/эмоциональных симптомов по схеме Беннингхаузена. 

Ментальное/эмоциональное состояние – ментальные/эмоциональные симптомы 

Изучение параграфов 210–213 из «Органона» Ганемана говорит нам, что мы не просто ищем множество ментальных/эмоциональных симптомов нашего пациента, а, скорее, пытаемся выяснить его ментальное/эмоциональное состояние в целом. Я видел аргументы относительно использования Ганеманом термина состояние ( zustand), основанные на кратких примерах, которые он приводит в примечании к параграфу 214, и эти аргументы доходили до того, что будто, например, Ганеман здесь имеет в виду, что это служит просто для исключения, основанного на некотором общем подобии модальностей, как, например, исключение Aconite, «если эмоциональное состояние пациента спокойное и ровное», исключение Pulsatilla, «если эмоциональное состояние пациента довольное, радостное и неподдатливое" (6) и т.д. Все же полагать, что смысл дотошного поиска Ганеманом всех подробностей случая заключается просто в том, чтобы что-то исключить, по-видимому, упрощение, так как имеются плодотворные подробности, которые он записывал в прувингах относительно психики.

Пар. 153 «Органона» дает нам необходимую ясность по этому вопросу. Перед нами ставится конкретная задача определения симптомов, необходимых для анализа случая: охарактеризовать полностью данную болезнь в данном организме, чтобы нарисовать достаточно узнаваемую картину состояния дисгармонии пациента. 


Вот в чем разница между собиранием некоторого набора ментальных/ эмоциональных симптомов, с одной стороны, и, с другой стороны, описанием ментального/эмоционального состояния нашего пациента. Последнее – наша цель – предназначено для обеспечения характеристической картины целого. Для этого нам необходимы – как мы это делаем относительно физических симптомов – некоторые основы, на которые будут опираться собранные нами симптомы, для того чтобы получить некоторое представление о том, как они интегрированы в общую конструкцию организма.

Внешнее поведение 

Самая непосредственная вещь, которую мы можем заметить в умственных и эмоциональных отличиях – это внешнее поведение больного. Много места в разделе MIND нашего репертория занимают объективные описания внешнего поведения – такие описания найдутся на каждую букву алфавита. Abrupt; Absorbed; Abusive; Adulterous; ...до Yielding disposition (Резкий, зажатый, грубый, нарушающий супружескую верность... до уступчивого нрава). 

Хотя этот вид ментальных/эмоциональных симптомов зачастую проще всего собрать в рассматриваемом случае, они редко содержат в себе нужные нам характеристические подробности.
Мы можем посмотреть на рубрику, например, такую как {ПСИХИКА: Ревность}, с перечисленными в ней 37 лекарствами, и увидеть такие разные лекарства, как Apis, Hyoscyamus, Nux vomica и Pulsatilla. Хорошее упражнение для нас – сравнить ревность этих лекарств. 


Один из способов дифференциации этих "ревнивых" лекарств – посмотреть на сопутствующие симптомы, как в ментальной / эмоциональной, так и физической сфере. Сопутствующие четко играют свою роль характеристического аспекта психических эмоциональных симптомов.

Другой способ дифференциации этих лекарств – исследовать, какой вид ревности проявляется в каждом лекарстве. Это требует разложения симптома на компоненты. Существует ли последовательный способ такого разложения, обеспечивающий упорядоченный подход к дифференциации ментальных/эмоциональных симптомов?

Первое подразделение 

Очевидное первое подразделение ментального/ эмоционального состояния относительно оцениваемых атрибутов зависит от различий в биологическом поведении:

Стимул -> Ответ 


Мы можем заглянуть в наш реперторий и сразу же оценить, как мы могли бы использовать эти атрибуты для дифференциации лекарств с аналогичными симптомами наблюдаемого внешнего поведения. 


Таким образом, мы можем, например, отличить ревность Hyoscyamus от ревности Lachesis. У Hyoscyamus ревность является ответом на стимул, непосредственно предшествующий потере отношения – имеется, например, "Делюзия, как будто был продан" и "Делюзия, привязанность друзей, потерял" в части «Стимул» этого уравнения.

Делюзия, как будто был продан.

Делюзия, привязанность друзей, потерял -> Ревность

Ревность Lachesis является более конкурентой по своему характеру. В той части уравнения, где стоит Стимул, мы имеем, «Делюзия, что были заговоры против него» и «Делюзия, ревность, любовник скрывается за печью; жена имеет".

Делюзия, что были заговоры против него.

Делюзия, ревность, любовник скрывается за печью; жена имеет" -> Ревность

Итак, уже понятно, что простая классификация ментальных / эмоциональных симптомов по аспектам Стимул и Реакция может дать некоторую устойчивость нашей оценки психического / эмоционального состояния пациента или лекарства из Materia Medica. Стюарт Клоуз сравнил использование атрибутов Беннингхаузена, чтобы добавить свои собственные ноги к традиционному одноногому стулу для доения – расставляя их широко, мы получаем поддержку нашего выбора соответствующего лекарства. Когда мы добавляем атрибуты, наша способность полностью характеризовать ментальное/эмоциональное состояние – посредством широко расставленных опорных ног нашего доильного стула, в качестве которых выступают атрибуты симптома, описывающего состояние, – становится более устойчивым и полезным для анализа случая.

Уточнение бихевиористской модели 

Виктор Франкл (7) пересмотрел бихевиористскую модель, предполагая, что наша личная свобода относится к моменту выбора, находящемуся между стимулом и реакцией:
Стимул -> Момент выбора -> Ответ 
Наше здоровье определяется гибкостью этого "момента выбора", нашей свободой воспринимать и реагировать творчески и в гармонии с требованиями окружающей среды. Дисгармония или болезнь определяются расстройством нашей способности свободно и творчески выбирать в тех или иных обстоятельствах. Напомним определение здоровья Джорджем Витулкасом как свободы и творчества, и болезни как ограничения в осуществлении творческого потенциала (8). Когда болезнь воздействует на этот "момент выбора", расположенный между стимулом и реакцией, она приводит к ограничениям или искажению выбора и, следовательно, к ограничениям или искажению нашего поведения.

Иосиф (один в в разноцветной одежде) не нуждался в Hyosgyamus, когда его забрали работорговцы на глазах у брата. Его ответ на реальность быть проданным был подлинным, а не ограниченным искажениями или ограничениями его момента выбора. 


Внутренний опыт, искаженный болезнью, может привести к ограничениям и / или искажениям выбора, когда некто может чувствовать себя в этот момент как Иосиф, что противоречит фактическим обстоятельствам. Что выйдет из этого внутреннего чувства или веры, «как если бы он был продан, как если бы он терял привязанность своих друзей"? 


Это может повлиять на процесс, отмеченный обеими стрелками в уравнении: 

Стимул -> Момент выбора -> Ответ 
На внутренние искажения и ограничения влияет, с одной стороны, наша чувствительность к раздражителям. У человека в состоянии Hyoscyamus будет больше шансов насторожиться и почувствовать, как будто его продают или ранят, в связи с тем, что ощущается как потеря чей-то привязанности. Таким образом, мы можем понять атрибут Стимул симптомов Hyoscyamus в нашем репертории (9), таких как:
БОЛЕЗНЬ ОТ – грубость других
БОЛЕЗНЬ ОТ – презираем, будучи
ДЕЛЮЗИЯ – отравленный – он – о том, что отравленный, он является
БОЛЕЗНИ ОТ – любовь, разочарованный
Аналогично, внутренние искажения и ограничения влияют на внешнее поведение, которое мы демонстрируем, и, таким образом, мы можем понять внешне демонстрируемое поведение Hyoscyamus, что нужно сделать, избегая «быть проданным». Например:
ИЗБЕГАТЬ, попытки – окружен и захвачен людьми, как если бы
ИЗБЕГАТЬ, попытки – убежать, к
АТАКОВАТЬ других, желание
СКРЫВАТЬ – себя
ДОМ – желает идти
и с "потерей привязанности других людей»: например,
ЦЕЛУЮЩИЙ – каждого
РАДОСТНЫЙ – танцующий, смеющийся, поющий

Я считаю, что это искажение "момента выбора" Виктора Франкла – именно то, что имел в виду Джеймс Тайлер Кент, когда он описывал "извращения воли и понимания». Кроме того, ясно, что имеет в виду Раджан Шанкаран в своем описании "Основной делюзии". Можно ли с помощью нескольких терминов описать эти аспекты более четко? 

(Продолжение здесь: https://dymentz.blogspot.com/2015/05/2_2.html )


Комментариев нет:

Отправить комментарий