Ян Схолтен отвечает на вопросы Дэвида Нортмана (часть 3)
(Перевод Зои Дымент)
Д: До этого
момента мы говорили о гомеопатии как науке, и даже ваш спекулятивный подход
имеет научную основу. Однако в нашей профессии есть люди, которые выходят за
рамки того, что можно было бы назвать
современной гомеопатией и что я бы назвал постмодернистской гомеопатией,
например, применение неортодоксальных подходов, таких, как бумажные лекарства
или записанные с помощью компьютера. Идея их заключается в том, что такие
лекарства получают с помощью проецирования сознания человека на воду, а не
посредством воспроизводимого традиционного процесса. Так что мне интересно
знать, используете ли вы такие лекарства?
Ян: Нет, я не
использую такие лекарства. Я придерживаюсь реальных, базисных гомеопатических
лекарств.
Д: Хм… Любопытно,
а почему?
Ян: Некоторые используют радионику. Это иногда облегчает
ситуацию, потому что нужно назначить лекарство, которого у меня нет, а с
помощью радионики его можно получить.
Д: Да.
Ян: Я полагаю, что это слишком большой шаг. У меня нет
такого опыта, но я знаком со многими гомеопатами, которые говорят, что это
работает, и у них есть хороший опыт.
Д: Хм… Но это
наука или шаманизм? Как вы это оцениваете?
Ян: Хороший шаманизм – это наука.
Д: Конечно. И все
же вы это не практикуете. Я пытаюсь понять, в чем основная причина этого?
Ян: Дело в том, что вы не можете отделить сознание от жизни.
Это происходит даже в физике, где сознание экспериментатора влияет на
эксперимент. Так что идея, что это возможно, ненаучна.
Д: Хорошо.
Итаке, вы верите, что это невозможно, и, тем не менее…
Ян: Но я не использую этот подход, потому что занят
развитием науки, а это может мешать.
Д: Понятно.
Ян: Вполне возможно, что это хорошо работает, но я не
могу об этом сказать на основе собственного опыта.
Д: Хорошо.
Возможно, вы используете этот подход как научный позже, при дальнейшем развитии
гомеопатии?
Ян: Возможно.
Ну, или я окажусь в отчаянной ситуации, например, если пациент умирает, а у
меня нет нужного лекарства. Возможно, тогда я попытаюсь использовать так
приготовленное лекарство. Если человек умрет завтра, нельзя ждать два месяца.
Другое дело, что это никак не способствует развитию нашей науки.
Д: Хм… Это очень интересное мнение.
Ян: Дело в то, что если вы прописываете такое лекарство, вы
никогда не знаете, что вы сделали на самом деле. Вся идея классификации, как вы
знаете, если я работаю с бумажными лекарствами, – что скажут люди? Вы действуете недостаточно
обосновано, у вас не хватает оснований для проницательности. Вы не можете
начать на основе проницательности, ваши основы недостаточно прочны. Верхняя часть вашего
построения может быть очень воздушной, но не фундамент.
Д: Хорошо. И вы
продолжаете строить фундамент?
Ян: Да.
Д: Однако,
несмотря на то, что вы сказали, вы все еще балансируете на краю авангарда в
своих чувственных прувингах?
Ян: Хм…
Д: Можете ли вы
описать, прежде всего, что это такое, и как вы их обосновываете по сравнению с
более сложными обычными прувингами, полными и частичными?
Ян: Чувственные прувинги я провожу, в основном, с растениями.
Я думаю, их можно проводить и с животными, но я этим не занимался. Вы берете с
собой растение, и вы знаете его название, и вы начинаете его рассматривать,
нюхать, пробовать на вкус, пытаться получить от него как можно больше
впечатлений. Потом медитируете над ним и видите, что вас впечатляет в нем. Вот
как проходят чувственные прувинги. И вы так продолжаете часа полтора или час.
Вы можете это делать в группе или в одиночестве, существуют разные формы
прувингов. Я начал такие прувинги, находясь в уединении на Бали, и есть история
старого травника, ставшего потом доктором, и это происходило лет сто тому назад.
Он не довольствовался тем, что делал. Поэтому он был готов все бросить (молчит). Но тут кто-то сказал: «Нет, вы
не должны бросать, вы должны продолжать! И если вы не знаете, что это, спросите
у самих растений». И он начал беседовать с растениями. Конечно, когда вы
узнаете о разговоре с растениями, вы думаете, что это чепуха, потому что
растения не могут говорить. Но беседа с растениями для этих людей – наиболее
исчерпывающий способ общения с растениями. И когда вы пробуете растение на
вкус, вы получаете определенное впечатление. Когда вы едите перец, вы знаете,
что едите перец. Это вид общения.
Д: Да. И когда вы занимаетесь своим
шаманизмом, я думаю, вы считаете его законной частью науки. Это действительно
прямое общение с природой.
Ян: Ну, смотрите:
когда вы едите перец, это шаманизм? Где
границы?
Д: Да.
Ян: Их нет.
Д: Да, их нет.
Ян: Их нет. Есть впечатления, и вы никогда не знаете,
что они означают. Поэтому вы знаете, что потом нужно все симптомы прувинга
подтвердить.
Д: Да.
Ян: Поэтому я рассматриваю мои чувственные прувинги как
научные.
Д: Хмм. Начальная
и конечная точка использования лекарства.
Ян: Да, это начальная точка – вы правильно выразились.
Потому что если у вас нет идеи, вы не знаете, с чего начать. Но если у вас есть
идея, вы можете попробовать ее в случае с подобным состоянием. И если это
лекарство на самом деле излечит, то вы
на самом деле хорошо знаете, что собой представляет это лекарство. И потом вы
узнаете больше, потому что пациент показывает больше, чем прувинг, на более
широком фоне. И затем, когда у вас появится другой случай из этого семейства,
вы сможете обобщить вновь, и знание о лекарстве растет./
Д: Так что вы сильны
клиническими данными и обобщением, а не прувингами, так? Вы упоминали раньше (Прувинг
– это начало…), что прувинги содержат в себе вопросы, даже самые полные.
Ян: Да, и самые всеобъемлющие не полностью надежны. На самом
деле каждый прувинг может включать разные уровни, и многие пруверы… в прувингах
застревают на фазе экспрессии.
Д: Да.
Ян: Когда вы переходите в прувинге на более глубокий
уровень, вы подходите к фазе проблемы, на которой вы понимаете, откуда идут все
симптомы, что они значат… что они собой представляют. Когда вы поняли лекарство
из прувинга, у вас имеется проблема. Когда вы не поняли лекарство из прувинга,
у вас есть только его выражение. Это другой способ выражения. Это о понимании. Когда у вас есть суть, все в целом приобретает
смысл. И вам нужно оказаться в этой точке, вы должны до нее дойти, потому что это
важнее всяких выражений. Вы теряетесь во всех этих выражениях, как и в Материи медике.
Поэтому много старых прувингов, которые завершены на фазе выражения, никогда не
ведут к источнику, к сути. Например, вы чувствуете себя преданным и, конечно, злитесь.
Быть преданным – более существенно, злиться – всего лишь выражение. Вы
понимаете, что злиться в такой ситуации логично. Когда вас предали, это
единственная нормальная реакция. Вы можете, конечно, сдаться, такое бывает, то
есть некоторые будут злиться, а некоторые сдадутся.
Д: Хмм. Но это не
ясно из самого прувинга?
Ян: Это довольно
сложно, потому что если у вас нет темы предательства, вы не знаете, откуда оба
пришли – вам нужно добраться до фазы проблемы. Я думаю, что мое отношение к Материи
медике с самого начала заключалось в том, что такой подход не логичен. Мы
должны понимать Материю медику. Конечно, для этого нужно приложить усилия, нужно
иметь способ базовой классификации. Так что вопрос классификации – вы должны
расширить область Материи медики. Количество лекарств, которые я сейчас использую,
чрезвычайно выросло, и вор многих случаях это приводит к более точному лечению.
Например, до моего открытия Лантаноидов, было сложно помогать людям с аутоиммунными
болезнями, и это показывает не только мой опыт, это опыт всех гомеопатов. А с
Лантаноидами все улучшилось сразу. Теперь у нас есть – не скажу, что мы
излечиваем каждого, но мы можем сделать многое для этих пациентов, для многих
из них, у них больше не т жалоб. Так что в этом произошел небольшой сдвиг. Я
считаю, что чем больше лекарств вы знаете, тем больше людей вы можете излечить.
Д: Сегодня гомеопатия,
из-за своей молодости как наука, кажется
похожей, даже если она имеет дело с продвинутой
формой энергии, скажем, на науку об электричестве в начале 19-го столетия, когда
столкнулись с явлением и делали обобщения, но не имели уравнений Максвелла,
например, чтобы увидеть смысл в лежащем
в основе явления математическом порядке. И вы пытаетесь подойти к этим
уравнениям, чтобы, в конечном счете, определить структуру, лежащую в основе
гомеопатии.
Ян: Да, это
основное, что нам нужно. Но, возможно, нам требуется для этого другая форма математики.
Потому что измерения не просты во внутреннем мире. Так что нам, возможно, требуется
что-то типа топологии, вместо
метрической науки, метрической математики
– если это имеет для вас какой-то смысл.
Д: Да, я могу
представить, если математики выяснят, какой тип математики лучше описывает гомеопатию,
это буде очень интересный брак наук.
Ян: Но дол этого
еще очень далеко… Мы еще не на таком уровне.
Д: Да.
Д: В каком
направлении вы бы желали видеть развитие гомеопатии в ближайшие 10–20 лет?
Ян: у нас есть
два уровня развития – социологический и научный. Я думаю…
Д: Мы говорим о
научной части.
Ян: …научная – я
полагаю, очевидно, куда бы я хотел двигаться: к большему пониманию, большей
классификации, к большим попыткам перейти на более глубокий уровень понимания, к
выводу математической формулы, чтобы понимать, что ты делаешь. Социологически –
я бы хотел, чтобы гомеопатия стала ведущим направлением, изучалась в
университетах, и так должно быть. И гомеопатия должна быть включена в основную
медицину как специальность. Моя идея – гомеопатию нужно использовать не так,
как в прошлом, когда действовали гомеопатические госпитали, но должны действовать
госпитали, в котором гомеопаты работают параллельно с другими докторами. Вы
знаете как гомеопат, что когда вы пытаетесь лечить кого-то, обычный доктор
добьется меньшего. Если вы не можете лечить
хорошо, обычные врачи могут предотвратить неприятности. Вот почему очень хорошо
работать вместе параллельно, не смешивая методы.
Д: О, да,
правильно.
Ян: Это мое
видение того, как все должно быть.
Д: Подобно интегративной
медицине, но осуществляемой различными специалистами, уважающими друг друга.
Ян: Да.
Д: А что мы,
гомеопаты, можем сделать, чтобы поднять академический уровень гомеопатии, хотя
пока гомеопатия находится за пределами университетов, и у людей существует
очень мало свободного времени, чтобы практиковать теоретическую гомеопатию?
Ян: Просто лечить
столько людей, сколько сможете. Поскольку качество пудинга определяется на
вкус, чем больше мы лечим и на самом деле излечиваем, тем сложнее будет опровергать
гомеопатию. То есть, мы должны стать лучшими гомеопатами. Однако полагаю, что научное развитие – очень важный
вопрос. Как и классификация, и открытие новых лекарств, что даст больше
возможностей для излечения.
Д: Есть у вас на основании вашей гомеопатической работы видение
или, по крайней мере, намек на видение будущего гомеопатии?
Ян: Я не знаю,
куда придет гомеопатия. Вы знаете, что гомеопатия, настоящая гомеопатия,
выживет, и станет основной медициной, где-то, как-то. Я не знаю, потребуется ли
для этого год, два, двести, две тысячи или
двадцать тысяч лет. Но так будет, потому что истина всегда побеждает. Ее нельзя
остановить насовсем, задержка может быть лишь временной.