воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, "Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана", глава 28

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 27 здесь: https://dymentz.blogspot.com/2022/11/27.html

 (Перевод З. Дымент)   

ГЛАВА XXVIII. ЛИТЕРАТУРНАЯ РАБОТА — ИЗДАНИЯ «ОРГАНОНА» — ОСНОВАНИЕ

«АРХИВА» — ПРЕДИСЛОВИЯ К РАБОТЕ «ЧИСТАЯ МАТЕРИА МЕДИКА»

Ганеман в это время посвятил себя литературной работе, особенно разработке великого памятника его гению, книге "Хронические болезни". За исключением ряда памфлетов и коротких статей, это единственная оригинальная работа, которую он опубликовал после этого времени. Живя в Кётене, Ганеман  опубликовал 3-е, 4-е и 5-е издания «Органона» и 2-е и 5-е издания «Чистой Материи Медики». 

Как уже упоминалось, первое издание "Органона" было опубликовано в 1810 году, когда Ганеман жил в Торгау. Оно не такое объемное, как более поздние издания, и не содержит много примечаний. 

Ганеман впервые упоминает слово «гомеопатия» в "Органоне"; оно состоит из двух греческих слов — omoios, подобный, и pathos, болезнь. Он также использовал слово "аллопат" для обозначения членов доминирующей школы медицины.

Рост доктрины гомеопатии можно очень легко проследить по мыслям Ганемана, изложенным им в различных изданиях. В них все аргументы непротиворечивы и любые аномалии легко объяснимы. Третье издание вышло в 1824 г.; четвертое в 1829 г.; пятое в 1833 году, все в издательстве Арнольда в Дрездене. 

В 1824 году барон фон Бруннов перевел "Органон" на французский язык. Его издание вышло в Дрездене. Об этом издании Ганеман говорит в предисловии к третьему изданию: 

«Большую помощь для распространения доброго дела в других странах оказал хороший перевод последнего издания, недавно принесенный миру подлинным филантропом, моим ученым другом. бароном фон Бруннов».

Пять изданий «Органона» вышло за годы жизни Мастера. Он оставил заметки для шестого издания, которое лдо сих пор так и не было опубликовано. 

Доктор Артур Люце в 1865 г. выпустил несанкционированное издание, однако профессия его отвергла. Отчет об этом и о неопубликованном "Органоне" будет в главе, посвященной мадам Ганеман. 

В Allgemeine Anzeiger der Deutschm в 1819 году Ганеман опубликовал короткую статью «Немилосердие по отношению к самоубийствам». Он упоминает об эпидемическом распространении самоубийств, утверждает, что это форма безумия, и говорит:

«Это самая неестественная из всех человеческих целей, это расстройство ума, которое делает их утомленными жизнью, всегда можно было бы с уверенностью вылечить, если бы были известны целебные силы чистого золота для лечения этого печального состояния. Наименьшая доза измельченного золота, разбавленная до миллиардной степени, или мельчайшей частиая часть капли столь же разбавленного раствора чистого золота, которая может быть подмешана в его напиток без его ведома, немедленно и навсегда устраняет это страшное состояние (тела и) ума, и несчастное существо спасено».

Практикующий гомеопат знает, что этот совет верен и в наши дни, как и тогда, когда его дал Ганеман.

В 1821 году доктор Эрнст Штапф учредил в Лейпциге журнал, посвященный распространению гомеопатии, который выходил три раза в год. Он назывался «Archiv fur die Homoopathische Heilkunst» ("Архив гомеопатического лечения"). 

Архив Штапфа
Это был первый журнал, когда-либо издававшийся в интересах гомеопатии. И теперь у последователей Учителя был орган, в котором они могли презентовать всю правду миру. На обороте заглавной страницы каждого номера, перед указателем, стоит следующая цитата из пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта», акт I,

сцена 2:

"Tut, man, one fire burns out another's burning ;

One pain is lessened by another's anguish ;

Turn giddy and be holp by backward turning ;

One desperate grief cures with another's languish.

Take thou some new infection to the eye,

And the rank poison of the old will die."


"Коль чувствуешь ты головокруженье,

Кружись в другую сторону – поможет!

Один огонь другого выжжет жженье,

Любую боль прогнать другая может.

Пусть новую заразу встретит взгляд —

Вмиг пропадет болезни старой яд.

 (Перевод Щепкиной-Куперник я привела)".

Первый номер этого журнала вышел в сентябре 1821 г. Первая статья вышла из-под пера Морица Мюллера: «Критическое исследование гомеопатии». Штапф опубликовал эссе по гомеопатии, несколько случаев, несколько афоризмов, обзор 6-го тома "Чистой Материи медики" и, вместе с Гроссом, несколько прувингов Platina.

В это время, кроме непосредственных воспитанников, членов первого Союз пруверов, появилось некоторое число новообращенных в гомеопатию и занимавшихся независимой практикой этой системы.

Среди них Гросс из Ютербога, Мориц Мюлер и Карл Хаубольд, поселившиеся в Лейпциге, как и ветеринарный хирург Вильгельм Люкс, которому суждено было удивить мир замечательной природой изопатии; доктора К. Ф. Тринкс и Пауль Вольф жили в Дрездене; уже в 1819 году доктор Госснер практиковал гомеопатию в Оберхоллабруне, что в Нижней Австрии, а доктор Муссек в Зеефельде, соседнем городе. 

В Праге доктор Маренцеллер, штабной военный хирург и лечащий врач Его Императорского Высочества эрцгерцога Иоганна, заинтересовался новой системой.

В Вене Вейт проверял достоинства гомеопатии.  

Доктор Адам, познакомившись с Ганеманом, вводил гомеопатию в России. 

В 1821 г. австрийский барон Фрэнсис Коллер привез «Органон» в Неаполь, где книга была переведена под эгидой Королевской академии, и где в 1822 г. также поселился доктор Георг Неккер, ученик Ганемана, вскоре открывший диспансер для бедных.

Тем временем в Кётене Ганеман гулял по своему садику, совершал долгие поездки по окрестностям, писал письма своим многочисленным друзьям и последователям, размышляя над своими новыми доктринами и подготавливая для печати второе издание «Чистой Материи Медики».

Не похоже, чтобы Ганеман особенно старался помочь своим ученикам перед отъездом из Лейпцига или после того, как он поселился в Кётене. Кляйнерт говорит: 

«То, что гомеопатия приняла прекрасную форму и развила свои силы, чтобы жить и преодолевать обстоятельства,  в гораздо большей степени является результатом их (студентов и последователей) труда, чем усилий самого Ганемана. Нет сомнений в том, что в начале второго десятилетия этого века упорство Ганемана начало уступать ео годам, и что он уже давно перестал наслаждаться тяжелыми битвами. Его тогдашняя сильная склонность к диктату и более или менее неразумное стремление изолироваться привели бы к остановке или обратному движению, которое длилось бы максимум одно поколение, если бы такт, рвение и способности этих людей не дали о себе знать повсюду.

Несмотря на всевозможные невзгоды, нередко исходящие от самого мастера, они стояли как огни маяка верности и, когда это было необходимо, различали драгоценное учение и его пророка, саму жемчужину системы и настройку. Невозможно найти ни одного заявления в печати или достоверного словесного заявления, утверждающего, что Ганеман, который был в это время благословлен самой прибыльной практикой, когда-либо потратил на своих последователей  нечто коме духа своего учения, хотя он хорошо знал их большие затруднения и целиком  понимал, что  их академические недуги увеличивались пропорционально их верности ему.

Он бросил на произвол судьбы двух своих любимых учеников, когда их судили за незаконную практику, хотя в в этом случае ни его положение, ни жизнь, ни состояние не были под угрозой, а только его гордость могла быть задета. Он хорошо знал хемы, планы и действия своих оппонентов. Он мог бы защитить своих учеников, но в большинстве случаев он даже не одобрял и не поддерживал их, но, напротив, встречал с пренебрежением, подозрением и насмешкой; он никогда не пошевелил рукой, чтобы им помочь!»

По-видимому, Кляйнерт, а также Гартманн, считали, что Ганеман должен был действовать совершенно иначе по отношению к ним, а его первой и  единственной целью было всегда продвижение гомеопатии, и это никто, внимательно прочитвший его труды, не модет отрицать. Позволив своим последователям сражаться самостоятельно, он сделал их более смелыми, привлек более полно внимание мира к новой системе и вызвал более быстрое распространение гомеопатии, и это теперь очевидно. И также он, естественно, думал, что его ученики были настоящими личностями, способными продолжать борьбу, которую он столько лет вел в одиночку.


Ганеман вначале проявлял большой интерес к Archiv der Heilkunst. В письме к Штапфу, написанном в 1826 г., он пишет:

«Я по-прежнему продолжаю читать работы по другим научным темам, но ничего медицинского, кроме вашего Архива. Я  даже не читал Гуфеланда в течение многих лет, и в моей теперешней изоляции и отрыве от хорошо осведомленных врачей, я не знаю, где можно получить взаймы номер журнала Гуфеланда, который вы мне порекомендовали. Я рад получить важную информацию, что лидер всех составителей сложных рецептов и адептов самой материальной патология обычной марки снова бросили дружеский взгляд на своего антипода, который в своих трудах указывал на него как поборника устаревшей медицинской чепухи и называл его одного по имени (в работе «Источники обычной Материи Медики» в начале третьего тома «Чистой Материи Медики»).

Вы окажете мне услугу, если, когда представится случай, сделаете короткую выдержку из его благосклонного суждения. 

Я доволен опровержением Гросса в его "Анти-Органоне". Гросс, на мой взгляд, становится более доблестным. Я лишь сожалею, что он потратил так много времени и мыслей на эту софистику. 

Поверьте мне, вся эта бессмысленная борьба против проявления истины только утомляет бедняг и не сособствует прогрессу, и мы поступили бы правильно, если бы позволили таким дрянным, злобным размышлениям пройти незамеченными, они без посторонней помощи утонут в безднt забвения и попадут в заслуженное небытие.

Я больше боюсь эмпирического заражения этого общества

полугомеопатов, о которых вы пишете, хотя им хватило благоразумности не приглашать меня присоединиться, но об их делах я

был довольно правильно информирован в устнорм общении. 

Боюсь, что неточность и опрометчивость царят в их обсуждениях, и я искренне умоляю вас сделать все, что в ваших силах, чтобы проверить и обуздать их. Ибо если наше искусство когда-то потеряет присущую ему самую добросовестную точность, что должно произойти, если dii minorum gentium (лат. Боги малых народов) стремятся прославиться своими так называемыми наблюдениями, то я опасаюсь, что наше искусство придется возраждать из праха; тогда мы потеряем всякую уверенность, которая так важна для нас. 

Поэтому прошу вас держаться подальше от вашего Архива все эти поверхностные наблюдения за мнимо успешным лечением. Признавайте только правдивые, точные, тщательные записи случаев из практики признанных гомеопатов; это должны быть образцы хорошего гомеопатического искусства. Несмотря на все меры предосторожности, некоторые из зарегистрированные случаи хронических заболеваний вызовут подозрение, что они не могут быть вылеченными надолго, в то время когда глаза медиков должны быть

открыты по вопросу излечения хронических болезней моей книгой, которая после десятилетнего труда еще не готова, но постепенно подходит к завершению.

Искренне ваш,

Сэмюэль Ганеман, 

Кётен, 1 марта 1826 г."

И еще: 

"Благодарю за третий номер восьмого тома вашего Архива. Он меня очень порадовал, и я не нахожу в нем ничего предосудительного. Мы должны стремиться поддерживать

ценность гомеопатии, чтобы она оставалась непревзойденной в глазах медицинской общественности. Гросс, Руммель, а также Эгиди и Хартманн хорошо зарекомендовали себя. Я вскоре посмотрю, нет ли у меня презентабельных прувингов лекарств".

В 1825 году Ганеман опубликовал в Allgemeine Anzeiger ответ на статью, опубликованную в том же журнал под названием: "Информация для искателя правды в № 165 Allgemeine Anzeiger der Deutschen". 

«Это сочинение было опубликовано в 1827 году как введение к тому VI  второго издания "Чистой Материи Медика" под названием:  "Как могут такие малые дозы таких очень ослабленных лекарств, как в гомеопатии, обладать все еще большой силой?"

В предисловии к четвертому тому второго издания  «Чистая Материа медика», 1825 г. была опубликована статья: "Eine Erinnerung", которую Даджен назвал «Контраст старой и новой систем медицины». В ней Ганеман говорит об ошибке назначения по нозологическому и неустойчивому названию болезни, а также легкости выписки рецепта по рецептурной карманной книжке. 

Ганеман говорит: 

 «Но как возникли рецепты для этих названий болезней? Были ли они переданы каким-то божественным откровением? Дорогой сэр, это либо формулы, предписанные каким-то знаменитым практикующим врачом  для того или иного случая болезни, которой он произвольно дал это нозологическое название, формулы, которые состоят из различных ингредиентов, известных ему, конечно, лишь по названиям, которые пришли ему в голову и были облечены им в элегантную форму с помощью того важного искусства, которое называется искусством предписания, при котором речь идет о химическом мастерстве и фармацевтическом наблюдении, а не о благосостоянии пациента; один или несколько таких рецептов на один случай лечения пациента, при применении которого больной хотя бы не умер, но, благодаря небу и хорошей конституции!, постепенно восстановился.  

После двадцати трех столетий такого преступного способа назначения лекарств, теперь, когда все человечество, кажется, просыпается, чтобы убедительно отстоять свои права, не настанет ли день для избавления страдающего человечества, которое до сих пор страдало  от болезней и, кроме того, подвергалось пыткам лекарствами, введенными без какого-то смысла и без ограничений по числу и количеству, для призраков болезни, в соответствии с самыми сумасбродными представлениями врачей, гордящихся древностью своей секты?

Должно ли продолжаться пагубное жонглирование рутинным лечением?

Должна ли мольба больного  о том, чтобы его рассказ о страданиях выслушали, или она так и будет напрасно звучать в воздухе, не услышанная его собратьями, не привлекающая полезного внимания человеческого сердца?».

Затем Ганеман показывает более простой и надежный метод исцеления в соответствии с гомеопатической системой и в заключение говорит: 

«Становятся ли устаревшие ложные процедуры чем-нибудь лучше — становятся ли они истинами — по причине их седой древности? Разве истина не вечна, хотя она может быть открыта всего час назад? Делает ли новизна открытия его неправдой? Было ли когда-нибудь открытие или истина, которых не существовало с сотворения мира?". 

В том же томе (IV, второе издание) есть статья под названием «Медицинский обозреватель». В ней показана важность наиболее внимательного наблюдения за пациентом со стороны врача и надлежащие способы, с помощью которых можно стать тщательным наблюдателем болезни.

Продолжение здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/01/29.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий