пятница, 1 мая 2015 г.

Первый гомеопат в Индии - Джон Мартин Хонигбергер . Отрывки из его книги в моем переводе. Предисловие. Часть 1.


Книга потрясающая. Всю мне перевести - жизни не хватит, к сожалению. Блестящий рассказ об Индии, а я обычно мало интересуюсь историей других стран. Как лечили, чем лечили - сейчас модно использовать народную медицину Востока, но автор приводит ужасные примеры невежества. И собственные эксперименты, интересные случаи, описание лекарственной флоры, и словари на 9 языках - а гугла в помощь не было,  и все от руки - толстенные записи. Очень жаль, что у нас он мало известен. 
*****

Тридцать пять лет на Востоке. Приключения, открытия, эксперименты и исторические очерки, связанные с Пенджабом и Кашмиром, а также медицинские, ботанические, фармацевтические и проч. вопросы, вместе с оригинальной materia medica и медицинским словарем на 4 европейских и 5 восточных языках 


Джон Мартин Хонигбергер 

(перевод З. Дымент)

ПРЕДИСЛОВИЕ
 

1852 год 

Представляя эту работу английской публике, в английском одеянии, я хотел бы констатировать, что, несмотря на то, что много в последнее время написано путешественниками и врачами о значимых странах Востока, они не исчерпали этой темы, и я был вынужден опубликовать результаты моего опыта, так как убежден, что эта работа может стать ценным дополнением к уже существующим публикациям. 

Тридцать пять лет я провел  в Азии: путешествовал из моей родной страны (Трансильвании) через Левант, Египет, Аравию и Персию в Индию, прожил несколько лет в Пенджабе и возвратился через Афганистан, Бухару и Россию, в период, когда эти страны были мало известны европейцам, что предоставило мне достаточно возможностей для удовлетворения моего горячего желания научных исследований для ознакомления с тайнами природы, которые так долго были скрыты в той части земного шара – колыбели человечества и родине науки. 

Проведению исследований значительно способствовало мое влиятельное положение, в течение многих лет, как врача последнего суда Сикхов в Лахоре. 

Те, кто интересуется историей Пенджаба, может найти в этом, первом томе, много набросков восточного характера и иллюстрации восточных нравов, обычаев и интриги, а также верные выводы о последних событиях. 

Второй том, хотя и является медицинским сочинением, был написан не только для врачей, он понятный и может быть полезным для всех читателей. Чтобы сделать его более приемлемым для тех, кто живет на Востоке, в дополнение к разделу «Медицинская флора Кашмира, с ее свойствами и использованием, а также многие восточных растения и препараты», я добавил медицинский словарь на девяти языках. 

В этих томах можно прочитать о различных открытиях, любопытных экспериментах и замечательных случаях, собранных во время моего долговременного пребывания, что, я надеюсь, будет полезным как натуралистам, так и историкам. 

Во время моего пятнадцатилетнего проживания в Лахоре, а также во время моих частых поездок, я использовал любую возможность испытать различные современные медицинские системы, а также экспериментально проверить качество многочисленных лекарств, известных или неизвестных практикам. Освободившись от всех эгоистичных мотивов, сейчас я простодушно представляю британской общественности результаты этих исследований, которые проводились с неутомимым упорством. Я не нахожусь под влиянием мании systemmaking (систем решений), моя цель просто помочь облегчению страданий человечества и обогатить науку, насколько это позволяют мои способности. Я руководствовался исключительно пословицей: "Nulld re homo proprius accedit ad Deum, qudm salute hominibus danda", т.е. "Ничто так не приближает человека к Богу, как помощь человека его страдающему ближнему". 

Нелегко искоренить систему, которая глубоко укоренилась на протяжении веков. Кто возьмет на себя ответственность за изменения, влияющие на существование и благосостояние мириад человеческих существ? Четко выраженная, моя система вряд ли может быть названа новой, это, по сути, посредник между двумя крайностями; система основана на экспериментах, которые я проводил намеренно, и успех в которых побудил меня продолжать. Я уверен, что любой, кто сможет руководствоваться инструкциями, которые я сейчас даю, и кто может следовать подобному курсу, не может не получить аналогичные удачные результаты. 

Несмотря на то, что меня не пощадила боль, и я пережил много изнуряющих моментов, я не считал никакие жертвы слишком большими, особенно в течение последних десяти лет, которые я провел в Лахоре, чтобы достигнуть своей цели, и я далек от мысли, что предмет исчерпан. Наоборот, я чувствую, что, хотя многое уже сделано, многое еще предстоит сделать, и я надеюсь, что другие могут помочь в доведении дела, которое я начал, до такой степени совершенства, которое, я убежден, оно допускает. 

Невозможно поддерживать какое-либо высокое мнение о лечебном искусстве врачей-магометан, полученном ими от древних греков и египтян [Thababet-junany – (медицинской науке у акимов)] или индусов, ибо они лишь немного продвинулись вперед в этой испорченной медицинской науке, которая находится в их старых рукописях. То, что содержится в их направлениях лечения больных, не намного отличается от причуд и суеверия, к которым у индусов, чья система является самой древней, добавляется астрология. Поскольку их религия стоит на пути каждой попытки улучшения, есть слишком мало надежды, что они когда-нибудь добьются большого прогресса в медицине или откажутся от своих абсурдных теорий, и нам ничего не остается, как только жалеть тех, кто обречен оставаться в темноте. Тем не менее, мы не должны полностью игнорировать старые труды, но выбрать, как я сделал, такие части, которые представляются полезными. Я испытывал некоторые простые лекарства, упомянутые в их книгах, которые, будучи неправильно назначены, вышли из употребления (их реальная полезность неверно понята или упускается из виду), и, в некоторых случая, я нашел их очень эффективными. В ходе моих экспериментов я, в основном, обращался к трудам персов, Tohfet Khan и Tohfet al Mominin, и на них я буду ссылаться в особых случаях, если потребуется. 

В настоящее время в Европе практикуются две различные системы лечения, а именно, аллопатия и гомеопатия, борющиеся за господство последние полвека. Последняя представляет древний метод, является общепризнанной и преподается во всех университетах Европы, но обе эти системы имеют свои за и против. Чтобы познакомить с этим читателей, дам краткий отчет о каждой, при этом мой отчет может служить введением в промежуточную систему, которую я принял. 

Аллопатия использует  лекарства, которые действуют с такой силой, что, если доза не очень точно соответствует болезни, или, если происходит ошибка (что слишком часто встречается), вместо благотворного эффекта получается вредный, если не смертельный; и пациент умирает не от болезни, но от ненадлежащего средства, используемого для ее удаления. В таких случаях было бы лучше оставить пациента на бережное попечение природы. Число тех, кого отправили преждевременно в могилу (некоторые из них в расцвете сил) в силу неразумного лечения, отнюдь не является незначительным, и также не мало число тех несчастных, которые, из-за слишком насильственных действий медицины, остались жить как калеки или призраки, слабые, ставшие инвалидами, в тягость себе и другим, а некоторые из них стремятся к смерти, как к единственному избавлению от страданий. 

Гиртаннер (Girtanner), в своей Therapeutics, Vol. II., p. 600, признает, что

"apparatus medicaminum (лат., обеспечение лекарственными средствами) ничто иное, как подробная коллекция всех софизмов, которые были изобретены врачами прежних времен. Правда, некоторый ценный опыт может быть обнаружен среди этой огромной кучи многословия, но кто станет тратить свое время для поиска нескольких зерен чистого металла в таких огромных кучах мусора, как те, что накапливались в течение 2000 лет. В большем мраке, чем египетский, в котором врач должен нащупать свой путь, он едва воспринимает луч света, который бы вывел из «смутно ощущаемого». Когда два врача встречаются у больничной кровати, они с трудом удерживаются от смеха, как два римских авгура".


Лемьер совершенно прав, написав: 
"Когда у человека горячка и судороги, И весь механизм его атакован, Тело человека – замкнутое поле, где природа борется со злом, Приходит на вызов слепой врач, и начинается приключение, Если он поборет зло, человека станет здоровым, Если он поборет природу – пациент умрет". 

В Heidelberg Clinical Annal. Том. В, Часть 3, утверждается, что "больше людей погибает от вмешательства врачей, чем спасается с их помощью".

Таким образом, многие потеряли всякое доверие к медицине, так как темная сторона (дефекты искусства) не может быть скрыта даже от непосвященных. Лорд Бэкон говорит:
"Я не стану отрицать, что современные врачи безразличны к хорошему знакомству с общими симптомами заболевания, но, либо они не правильно понимают, либо не достаточно изучили лекарства, которые предписывают в частных случаях. Добавка, сокращение и замена одного лекарства другим в самом произвольном порядке являются обычными".

Питер Франк, в своей System of Medical Police, Vol. J. пишет:
"Странно, что правительство должно вмешиваться только во время эпидемий и против шарлатанов, в то время как оно не замечает тысячи людей, которые ежедневно приносятся в жертву в своих одиночных камерах. Правительствам следует определить, что делать: либо изгнать всех врачей и их искусство, либо принять меры, чтобы жизнь людей стала более безопасной, чем в настоящее время".
Признания, подобные этим, сделанные самими врачами, так многочисленны и так хорошо известны, что не требуется приводить больше цитат, а те, что я уже привел, предоставляют наиболее убедительные доказательства дефектности и неопределенности аллопатической медицинской науки.
В этом, без сомнения, заключаются недостатки науки исцеления, практикуемой как аллопатия, которые побудили бессмертного Ганемана принять и распространять доктрину Similia similibus curanlur (лат., подобное излечивается подобным).

Не может быть ничего более иррационального, чем безоговорочное присоединение к системе, без предварительного ее рассмотрения, без ее тестирования и удовлетворительного доказательства ("Jurare in verba mugislri" [лат., ругаться словами мастера]), поэтому я не заявляю о себе как о приверженце ганемановской системы. В ходе этой работы мне придется привести случаи, в которых было доказано, что мельчайшая доза лекарства иногда эффективна, в то время как в других случаях они не произвели никакого эффекта, и я признаюсь, что в большинстве случаев результаты, которые я получил, используя гомеопатию, не были благоприятными, и я был склонен считать, что большие дозы могли бы быть лучше. Я также обнаружил, что неразумно ждать слишком долго, чтобы понять, дав лекарство, хорошо ли оно подобрано, и я считаю ошибочным назначать пациенту строгую диету, запрещающую употребление таких продуктов, к которым его тело хорошо привыкло, особенно чая и кофе, которые оказывают стимулирующее воздействие на нервы и кровеносные сосуды. Я не отрицаю антипсорическую теорию в ряде хронических заболеваний; но, в отличие от Ганемана, я не отказываюсь от использования внешней adjuvantia (лат., помощи), такой, как пуск крови, пузыри и т.д.

Ученики Ганемана придерживаются мнения, что чай и кофе оказывают особенное влияние на нервную систему, и поэтому являются хорошими и подходящими для лиц, не привыкших к их использованию, они должны использоваться только в лечебных целях. Но, я настаиваю, что среди веществ, которые составляют наше обычное питание, или продуктов, которые мы потребляем как деликатесы, есть много таких, которые влияют на нервы даже сильнее.

Ганеман, который ежедневно наслаждался своим стаканом пива и своей трубкой, взял их обоих под свою защиту, объявив их менее неприятным, чем чай и кофе, но, кто может обвинить меня за то, что у меня противоположные наклонности. Я терпеть не могу крепкое пиво, и курение производит тошноту, в то время как я считаю, чай и кофе очень приятны, никогда не испытываю ни малейшего травмирующего воздействия ни от одного из них, потому что я привык к обоим. То же самое будет с любым, кто привычно использует определенные специальные пункты в диете. Мы ежедневно потребляем большое количество поваренной соли, в наших различных блюдах. Многие были бы удивлены, если бы могли видеть годовой объем, собранный в одну массу, и были бы склонны думать, что наши желудки и, возможно, наш кишечник, также должны быть покрыты коркой соли: тем не менее, в составе нашей диеты она не производит поразительные, или чувствительные последствия, она, тем не менее, оказывается очень эффективным лекарством, когда назначается как лекарство, и применяется в качестве лекарственного средства, в надлежащих дозах.

После внимательного рассмотрения того, что я тут сказал, читателю не покажется экстраординарным, что я считаю эти две медицинские системы, аллопатию и гомеопатию, двумя противоположными полюсами. Первая бросается в поле, вооруженная огромными таблетками, бутылками всех размеров, содержащими самые мощные смеси, борясь с врагом с дикой и смертоносной силой, а другая, демонстрируя меньшее количество вооружения, нападает на врага таким образом, что кажется квинтэссенцией слабости и инертности-мелкий случай, содержащий карликовые колбы, наполненные лилипутскими таблетками, которые малейшее дуновение разбросает по ветру, и несколько мельчайших капель – это все ее страшное оружие. Капли не всегда являются чистым экстрактом лекарственных растений,  иногда их разбавляют в дециллион раз, но даже вдыхания некоторых из этих веществ, говорят, достаточно, чтобы творить чудеса. 

Все наши медицинские знания являются результатом опыта, и причина, почему мы добились такого небольшого прогресса в медицине, в том, что ее профессора не отказались от древней максимы, которая отвергает все экспериментальные результаты, которые не признаны в ее догмах.
Я смотрю на неизмеримую сферу медицины как на республику, основанную для блага и процветания человечества. Там не должно быть ни исключительной власти, ни лицеприятия. Члены этого содружества, бродя с мерной поступью в ее иногда мрачных стенах, будут, тщательно исследуя, находить нехоженые пути, которые приводят к неоткрытым сокровищам. Так и я провел большую часть моей жизни и желаю указать на другие дороги, которые нашел наиболее приятными и безопасными. Это отличается от тех дорог, по которым следуют многие наши современники, которые увлечены своей собственной системой, перетаскивая своих пациентов через заливы и пропасти. Мой курс гладкий и срединный, следование ему и наблюдения оказались полезными. Кроме того, этот новый путь проще, менее опасный, более приятный и дешевле.

В последние годы моего проживания в Лахоре моя практика была увенчана наибольшим успехом, и после того как я тщательно проверил свою теорию, я убедился, что эта срединная система была лучшей, и теперь я с уверенностью рекомендую ее как наиболее эффективную.

"Magna est Veritas et praevalebit".

"Истина могуча и должна взять верх".

Помимо других преимуществ, которыми эта система обладает, лекарства назначаются в такой приятной форме, что они могут быть приняты без осознания их как лекарств. Это заслуживает внимания, так как устраняет одну из многих трудностей, которые служат препятствием на пути врача, в исполнении его профессии. Он часто борется с предрассудками и понятиями, впитанными в раннем детстве, а также присоединяется к идеосинкразиям, чтобы увеличить, а не удалить зло. У детей он должен бороться с упрямством, плохим настроением, вызванным болью, и т.д. При лечении женщин, он никогда не должен упускать из виду их нервную мобильность (природную или приобретенную), которая часто становится конституционной, их большую чувствительность, их сильное раздражение и их более тонкую организацию, и если, в конце концов, ему повезло достаточно, чтобы победить все эти трудности, все-таки он не может крикнуть «победа!», пока  не овладел искусством удаления из своих предписаний всего, что отвратительно или неприятно.

Матери ощутимо проявляют жестокость, чтобы заставить своих детей проглотить лекарства, которые отвратительны по своему вкусу, ошибочно полагая, что горькая боль должна быть устранена горьким лекарством. Природа, предоставляя в наше распоряжение такие обширные запасы лекарственных сокровищ, конечно, никогда не руководствовалась мстительным понятием о наказании тех, кто прибегает к их помощи. Есть более оснований полагать, что они благосклонно наделены от природы своим отвратительным вкусом, чтобы предупредить нас об опасности их слишком свободного использования.

Врач может настолько же осмысленно утверждать, что он может заставить Землю вращаться в любом направлении, в котором он пожелает, насколько лекарства, которые он назначает в соответствии не более чем обычаям профессии, должно непременно оказаться полезным. Он не может, в любом случае, диктовать законы природе, только опыт является учителем и судьей, и на опыте мы должны основывать наши надежды. Но, так как надежда часто обманывает нас, и так как даже самый искусный врач не является непогрешимым; великое правило, которое должно быть принято, следующее: "следует избегать всех сильных доз, и следует назначать только такие, которые, если и не принесут пользы, не могут причинить никакого вреда". Этому правилу можно легко следовать, если мы познакомимся с действием лекарств как в больших дозах, так и в мельчайших, и я думаю, что без этих знаний ни один врач не может назначить ни одно лекарство с чистой совестью. Вопрос, которому я посвятил наибольшее внимание в моих исследованиях, – это наблюдение эффектов, вызываемых различными лекарствами, и пока назначаемое лекарство не было хорошо проверено, я не чувствовал уверенности в назначении его в подобных случаях - Similia similibus.

Древние, не будучи знакомы с естественным законом Similia similibus curanlur (в соответствии с которым требуется малые дозы), были хорошо осведомлены о вредном воздействии больших доз и рекомендовали быть максимально осторожными "Praestat pauca dosi, el per inlervalla remedia exhibere, quam uno impetu ventriculum remediorum molesle obruere", т.е. "Лучше дать лекарство в малых дозах и повторить, чем загрузить желудок сразу в большом количестве". Если они так говорили и действовали в те дни, когда средства были легкими и мало влияли на пациента, если они потом сказали: «Salvia cum ruta faciunl tibi pocula luta» (лат. Экономьте  минералы и делайте чаши безопасными), то насколько важнее соблюдать это золотое правило сейчас, когда прогресс химии увеличил силу этих простых лекарств. 
"О, сколько сил заключено благих В камнях и травах, в верных свойствах их! И низкое, что на земле живет, Хоть что-то доброе земле дает. Но доброе, коль плохо примененье, Ведет к печальным злоупотребленьям, - И благо обращается в порок" (Пер. А. Радловой).
Если пчела может сосать нектар ядовитых растений, почему бы человеку не исследовать их свойства и, извлекая выгоду, использовать их в качестве лекарств для больных? "In formica non modo sensus, sed etiam mens, ratio, el memoria" (лат., у муравья не только чувства, но мысли, разум, память). Какие огромные лекарственные сокровища содержатся в том, что предлагают Гималайские горы жителям Индии! Если бы они могли оценить их значение, как охотно они бы использовали их.

Так как эффективность лекарства зависит от того, должным ли образом оно подготовлено, я советую врачам из Индии хранить такие растения, как Ranunculaceae (лютиковые) (которые растут в изобилии в Гималайских горах и в долине Кашмир и которые содержат летучие вещества) в хорошо закрытых сосудах. Они должны быть подготовлены на месте, либо как эссенция, либо законсервированными, и храниться в умеренном месте, защищенными от разлагающих лучей солнца. Запас должен обновляться, по крайней мере, раз в год. Такие меры предосторожности являются абсолютно необходимыми, если мы действительно желаем достичь своей цели. Сухие травы, от аптекаря или фармацевта, часто неэффективны, так как они старые и испорченные. Не следует, однако, думать, что только летучие части ценны, пивовары с многолетним опытом считают старый хмель более мощным, чем новый, и Аsarabacca (копытень) действует в свежем виде как рвотное средство, а старая – как слабительное.

Многое зависит от почвы, на которой растения растут, а также от климата. "Differe quoque pro natura locorum genera medicinae" / (лат., Виды лекарств отличаются по характеру местности» . Ceteris Med. Libr. Preefat.

Так, Cannabis Indica (конопля индийская) растет выше, сильнее и более пышно в Кашмире, по сравнению с равнинами Индии, и была монополизирована кашмирским правительством. Из нее готовят хуррус и продают в Индии, где он смешивается с tornakoo (табак) и используется с целью интоксикации, главным образом факирами, которые курят его через кальян. Кроме переработки конопли, два других ценных вида переработки в стране, шафрана (Crocus sat.) и корня пучука (Costis nigr. Cashm.) также были монополизированы государством. Несмотря на этот факт, а также близость страны, в Bengal Dispensatory, с. 692, говорится: "Корень пучук, привезенный из Лахора, где он называется кут, неизвестного происхождения, он, в основном, экспортируется в Китай, где используется в качестве благовония" и т.д. (!)

Двадцать лет тому назад, когда я еще не знал, какие лекарства следовало закупить на базаре в Лахоре, я послал к аптекарю в Калькутту за Strychnos fabn St. Ignatii и succus sepia; вместо первого, я, во-первых, повторно получил Strychnos nux vomica, который принадлежит к семейству Strychnos(!), а вместо последнего (вид каракатицы) я получил cuttle-fish shells (оболочку каракатиц), хотя, как читателю, возможно, известно, последние имеют различный цвет и различный эффект. Все эти виды Strychnos и Оssа sepia, однако, можно купить в любом количестве на базаре в Лахоре.

Мое долгое пребывание в "земле пяти рек" предоставило мне возможность хорошо познакомиться не только с этой страной и ее продукцией, но также с ее эндемическими и эпидемическими заболеваниями; ее лекарственными веществами и народными названиями как болезней, так и лекарств; причем все они менее известны английским врачам, чем аналогичные в нижних провинциях, так как часть Хиндустана – это недавно завоеванная страна. Для того, чтобы сделать мой труд более приемлемым для английского факультета, я представил эти данные во втором томе, где, кроме описания нового метода лечения, который я принял, может быть найдена (как уже говорилось) «Флора Кашмира», которая, хоть и не совершенна, содержит многие главные качества до сих пор неизвестных эффектов этих растений, которые я обнаружил экспериментально.

Листы с иллюстрациями выполнены с большой точностью.

Моя цель – поместить эту работу в пределах досягаемости каждого, кому дорого его здоровье, чтобы сделать ее полезной для всех. Она окажется более ценной для тех, кто, живя в глубине страны, отрезан от немедленной медицинской помощи, а также для путешественников, которые гораздо больше подвергаются вредным воздействиям и у которых может не оказаться врача рядом с ними. С помощью этой работы и семейной аптечки (которые могут быть приготовлены, за ничтожную цену, у любого аптекаря, от которого зависит чистота товара и точность его подготовки) моему совету можно последовать так же легко и определенно, как если бы я консультировал лично.

Каждое разумное существо должно хоть в какой-то степени быть знакомым со структурой человеческого тела, а также его функциями; и должно приобрести знания в той части лечебного искусства, которая необходима для поддержания здорового действия в обычных условиях. Знаменитая Дельфийская надпись «Познай себя» – утверждение, с которым Оракул встречал каждого, кто вошел в Храм Мудрости, – учит нас ясно, что мудрецы древности были хорошо осведомлены о важности этой работы. Часто бывает, что тот, кто имеет небольшие познания в медицине и понимает особенности своей собственной конституции, может, при своевременного применения подходящего лекарства, полностью удалить или уменьшить любую болезнь, которая его атаковала.

Английские врачи, проживающие на Востоке, и особенно те, кто находится в Пенджабе, могут получить большое преимущество от моей работы «Лекарственная флора Кашмира». Я рекомендую им обратиться к секретарю медицинского клуба в Лахоре, так как он может присылать им ежегодно небольшой, но свежий запас трав, и использовать их в соответствии с системой, которую я излагаю в этой работе.

Было бы, конечно, желательно для врачей, которые намерены обосноваться в любой стране, познакомиться с местной продукцией и испытать качества местных растений как на здоровых, так и на больных людях, чтобы они могли использовать их с выгодой. Такой порядок не только позволит врачу не зависеть от поставок лекарств из зарубежных стран и предоставит ему лекарства определенного качества, но  сможет, тем самым, послужить человечеству случайными открытиями, которыми он может обогатить медицинскую науку. Именно так я обнаружил целебные свойства почти всех растений, которые упоминаются в моей Materia Medica, во втором томе.

Если следовать этому совету, то правительству Индии будет обеспечена значительная экономия в импорте дорогостоящих лекарств для использования, например, в армии и т.п., так как этих расходов можно было бы почти полностью избежать, если бы врачи были знакомы со свойствами местных растений и лекарств.

Продолжение - https://dymentz.blogspot.com/2015/05/blog-post_19.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий