пятница, 8 декабря 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 76

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 75 здесь

(Перевод З. Дымент) 

Глава 76. Эпическая поэма о гомеопатии. — Визит доктора Халла к Ганеману. — Письмо доктору Шритеру. — Восемьдесят шестой день рождения. 

В 1840 г. некто «Гуансиалис» написал эпическую поэму в честь Ганемана. Она была опубликована в Неаполе и содержала восемь книг латинских гекзаметров. В поэме  рассказывается история открытия закона подобия и его внедрения в различных странах мира.

Обзор можно найти в Британском журнале гомеопатии, том 4, с. 424.

*****

Доктор А.Г. Халл посетил Ганемана в Париже в 1840 году и так написал о нем:

«Получив письма от доктора Геринга из Филадельфии и доктора Куина из Лондона, я смог рассчитывать на посещение нашего почтенного учителя.

В этот период Ганеман занимал просторный особняк недалеко от Люксембургского сада.

Слуга Ганемана провел меня в большой салон в тот момент, когда Ганеман был занят с пациентом в соседнем кабинете, поэтому я имел возможность детально рассмотреть обстановку этой благородной квартиры.

Ее стены были увешаны разнообразными и изысканными картинами, написанными  маслом, многие из них были созданы его опытной женой.

Вазы, бюсты и медали, подаренные теми, чью благодарность вызвали его исцеления, были расставлены со вкусом, а его центральный стол был заставлен произведениями на немецком, французском и других языках, презентационными копиями.

Попав в библиотеку или кабинет, я впервые испытал невыразимое удовлетворение, прикасаясь к лицу и держа за руку великого реформатора нашего столетия.

Я чувствовал, что рядом присутствует могучий интеллект, когда-то вынужденный бороться с острыми невзгодами, бороться с преследованием и жадностью своих соперников, а в изгнании полагаться на покровительство благородного незнакомца, а теперь он независим в сердце Европы и гордо выступает вперед перед восхищенными  литераторами, философами, дворянами и коронованными особами. 

Ганеман, который сейчас приближается к 90-летнему юбилею, своей почтенной внешностью напоминает идеал Сенеки или Платона, Аристотеля или Сократа.

Занимаясь в кабинете, он, как обычно, был одет в утренний халат, посеребренные локоны струились по обеим сторонам его головы из-под маленькой и тесной немецкой шапки, надетой на манер студента немецкого университета. 

Его объемистая голова была лучшего саксонского образца, а полное полное широкое лицо выражало благородную доброжелательность и высокий ум. Я ожидал увидеть множество  проявлений старения в физическом состоянии Ганемана.

Однако твердость фигуры, активность движений и неповрежденное зрение и слух характеризуют совершенное здоровье, которым он наслаждается, и  служат важным  убедительным комментарием к превосходству гомеопатического режима, который он так скрупулезно и так долго соблюдал.

По мнению всех, кто его знал, его умственные способности долго сохраняли силу прежних дней; и если мне будет позволено судить по мастерской критике и мощным аргументам, которые я слышал из его уст, апостол современной Германии не поддался обычному разрушительному воздействию времени, но в зрелости и силе интеллекта находится в своей полном сил  старом возрасте, "Повелитель львиного сердца и орлиного глаза".

Я всегда буду помнить сердечное приветствие и теплоту приема, с которыми великий мастер принял своего американского ученика. Сразу успокоившись, я вступил в разговор, воспоминания о котором будут продолжать подбадривать меня в борьбе, которая сейчас ведется по эту сторону Атлантики.

Ганеман на протяжении многих лет отказывался от посещения больных, и его практика в значительной степени сводится к консультированию и ограничивается исключительно его кабинетом; его внимания и назначения требуют только болезни, носящие хронический характер. 

Этот опыт не следует оценивать как незначительный, поскольку доход Ганемана от этой формы практики превышает 200 000 франков в год.

Ганеман серьезно расспрашивал о состоянии и перспективах гомеопатии в Америке.

Из числа врачей Америки он особенно выделил доктора Геринга из Филадельфии, своего личного и давнего проверенного друга и бывшего компаньона, и доктора Грея из Нью-Йорка, который незадолго до этого сообщил ему приятные сведения об одном высшем признании и комплиментах, которые были высказаны его противниками-аллопатами в Соединенных Штатах: Ганемана избрали почетным членом Медицинского общества Нью-Йорка». (То же общество впоследствии решило вернуть себе эту пустую честь, что и сделало. — Б.Д.).

Он говорил о докторе Геринге в самых нежных выражениях и свободно распространялся о его заслугах, достижениях и настойчивости в гуманном деле, которое он поддерживал.

Ганеман считает доктора Геринга одним из своих самых эффективных учеников. Это поддержат все, кто знаком с преданностью этого раннего пионера, который бесстрашно противостоял желтой лихорадке и подвергал свой организм, экспериментируя на себе, смертельному влиянию ядовитых рептилий Суринама.

Мадам Ганеман передала мне в руки великолепный медальон ее мужа, созданный знаменитым скульптором Давидом, в качестве сувенира для этого уважаемого человека и стойкого гомеопата.

Ганеман весьма интересовался курсом образования, получаемым американскими гомеопатами, и прямо возражал и отрицал обвинение в том, что он считает, будто  медицинское обучение не является жизненно необходимым для успешной практики. Он считает это распространением клеветы.

В ответ на вопрос по этому поводу я заявил, что наши признанные гомеопаты получили квалификацию, подтвержденную юридическими дипломами нашей страны на факультетах анатомии, физиологии, хирургии, акушерства, Материи медики, химии, ботаники и аллопатической медицины; то есть были "обычными врачами" до того, как начали изучать гомеопатию, что дает им возможность  компетентно судить о достоинствах двух систем, чтобы избежать опасностей аллопатии и оценить очевидные преимущества гомеопатии.

Ганеман радовался тому, что его американские ученики следовали единственно верному и заслуживающему доверия пути поддержания высокого достоинства и священного долга врача. 

Далее он спросил, получили ли его американские сторонники знания о его системе на немецком языке.

Я ответил, что считал своим долгом сделать это, и выразил надежду, что ни один гомеопат среди моих соотечественников, учитывая нынешние ограниченные труды на английском языке, не будет считать себя компетентным практиком, пока он не изучит хорошо источник, из которого вытекает система.

Память об этом моменте передо мной, и я не скоро забуду внезапно просветлевшее лицо этого доброго старика.

Его глаза сверкали, тело распрямилось, и с пылкостью человека, сильно интересующегося делом своего сердца и жизни, он говорил глубоко красноречиво:

"Картина моей ранней гомеопатической жизни и работы моих немецких коллег в основном ограничены языком, который их породил. 

Чтобы накопить эти сокровища, мои ученики объединились со мной посреди презрения и гонений, в самоотречении и опасных для жизни переживаниях.

Возможно ли тогда, чтобы любой человек, называющий себя гомеопатом и любящий человеческий род, не пошел на сравнительно незначительные хлопоты, связанные с выполнением этого важного предварительного шага к правильному приобретению этого великого блага для больных?

Нет, не может этого быть!

Их торжественные обязательства перед больным и умирающим человечеством – предоставлять преимущества медицины самым лучшим образом – должны взывать к их совести, если они ожидают, что их будут судить в будущем".

Пришло время прощания, я сообщил почтенному мудрецу и его превосходнейшей жене о своем намерении и выразил благодарность за их любезность.

Старик встал как древний патриарх и, нежно обняв меня обеими руками, дал мне похлопывающее благословение, которое, как столп облачный днем ​​и столп огненный ночью, будет вести мои ноги по непроходимому полю раздора, который создают враги гомеопатии.

"Прощай, сын мой!

Продолжайте начатое, и вы будете радоваться благодарности своих бенефициаров.

Отправляйтесь на свою родину, где дух вашей Конституции отвергает тиранию мнений, и распространяйте истины, которые я так долго и так успешно насаждал.

Ваши усилия под руководcтвом этих истин принесут вам блестящий триумф.

Да благословит тебя Бог, сын мой! Прощай!"». 

*****

В письме доктору Шритеру Ганеман так высказывается о своей жизни в Париже:

«Париж, 13 августа 1840 года.

Уважаемый друг и коллега!

Я не знаю, когда в течение моей долгой жизни я был лучше или счастливее, чем в Париже, в любимом обществе моей дорогой Мелани, которая ни о чем на свете не заботится больше, чем обо мне.

Я также постепенно начинаю обнаруживать, что мои профессиональные труды вызывают в великой Метрополии нечто большее, чем просто внимание, — высокое уважение к нашему божественному искусству исцеления.

Все пациенты, не прикованные к постели, независимо от их ранга, ежедневно (кроме воскресенья) навещают меня в моем кабинете. Только к тем, кто прикован к постели, я подъезжаю с восьми до десяти вечера.

Два-три раза в неделю хожу с женой в театр или на концерт».

Следующее письмо было написано кому-то в Америке в 1841 году — Даджен считает, что, вероятно, одному из немецких сотрудников Геринга в Аллентаунской академии. 

«Дорогой друг!

Как дела у тебя и твоих дорогих мальчиков?

Я надеюсь, я могу получить очень хороший отзыв о вас. Мне также хотелось бы узнать, ознакомились ли вы с нашей, безусловно, непростой, но очень эффективной гомеопатической практикой?

Я и моя дорогая жена вместе вылечиваем очень большое количество пациентов.

Она одна в позднее время суток излечивает очень много бедных пациентов, часто к моему удивлению.

В нашей приемной мы принимали больных всех рангов, даже самых высоких, и я посещаю вместе с ней, в своей карете, только тех больных, которые обязаны оставаться в постели, обыкновенно вечером до полуночи.

Консультации у меня дома только с десяти утра до четырех дня. Нас регулярно осаждают пациенты, даже летом, когда в стране проживает так много семей.

С тех пор, как я приехал сюда (шесть лет назад), появилось большое количество номинальных гомеопатов, но хороших, настоящих, чистых гомеопатов очень мало. Возможно, в провинциальных городах есть несколько хороших гомеопатов.

Если меня правильно проинформировали, ваша Академия в Аллентауне выдает дипломы хорошим гомеопатам.

Если это так, то вы окажете мне услугу, если пошлете его моей дорогой жене, Мари Мелани Ганеман, урожденной д'Эрвиль, поскольку она лучше знакома с гомеопатией теоретически и практически, чем любой из моих последователей, и живет, можно сказать, нашим искусством.

Две маленькие камеи, которые передаст вам дорогой священнослужитель г-н Байер, дадут вам хорошее представление о моей голове; гравюра на медной пластинке в целом тоже очень похожа, только художник взял меня в неудачный момент, когда меня, вероятно, раздражало поведение гибридных гомеопатов в Германии; поэтому в нем нет и следа того добросердечия, которое обыкновенно видно на моем лице.

Дай Бог вам здоровья и благополучия.

Полностью преданный Вам 

Самуэль Ганеман, 

Париж, 28 марта 1841 г.

Напишите мне по почте (это лучше всего) в Париж, улица Милана — Клиши, № 1».

Самуэль Ганеман

 В Allgemeine Zeitung можно найти краткий отчет о праздновании восемьдесят шестого дня рождения:

«Еще одно признание выдающихся заслуг Самуэля Ганемана недавно произошло в Париже в день его восьмидесятишестилетия.

Городской совет его родного города Мейсена единогласно удостоил его чести как своего почетного гражданина: мэр города подписал диплом, который на юбилее  Ганемана 10 апреля вручил его превосходительство саксонский посол в Париже..

Насколько этот знак внимания обрадовал и удостоил пожилого человека, можно ясно понять из его официального ответа городскому совету Мейсена. «Пусть великий обновитель медицины получит на старости еще много таких почетных знаков. Они дадут ему лучшую гарантию его разумной и непрекращающейся борьбы за истину».

Доктор Крозерио в письме, адресованном доктору Нейдхарду из Филадельфии и датированном Парижем 25 сентября 1841 года, упоминает этот момент следующим образом: 

«Бургомистры города Мейсена присвоили Ганеману титул почетного гражданина и проявили деликатность, вручив ему диплом через министра Саксонии 10 апреля, в день его рождения.

Этот спонтанный акт главной городской организации относительно основателя учений, которые они считают полезными для человечества, живущего на расстоянии тысячи двести миль от них, и все подобные действия других организаций, проходящие по всей стране, являются лучшим доказательством внимания и уважения со стороны гомеопатия».

10 августа 1841 года также отмечалось как обычно. Крозерио говорит: 

«Вы, несомненно, будете рады узнать, что наш почтенный мастер, несмотря на свой преклонный возраст, обладает прекрасным здоровьем. Его тело и ум сохраняют всю активность и энергию среднего возраста. Он собирается издать шестое издание своего «Органона», переработанное, на французском языке, оно написано полностью его собственной рукой в перерывах между его занятиями с огромным кругом пациентов, которые постоянно его окружают.

10 августа мы отмечали в его собственном доме шестьдесят вторую годовщину его докторской степени. Его многочисленные гости оживились от удовольствия, увидев, что этот человек был так вознагражден в старости за его огромные труды на благо человечества.

Прославленный хозяин также явно радовался, видя себя окруженным своими преданными друзьями, своими многочисленными пациентами и учениками; ибо его сердце открыто, как у ребенка, ко всем проявлениям дружбы и привязанности.

Доктора Каландра из Палермо и Соммерс из Берлина прочитали каждый стихи на своем родном языке на тему, представляющую большой интерес для компании; ибо эти встречи имеют своеобразный характер космополитизма, который больше нигде не встречается.

На языке этой страны говорят меньше всего, и я имел удовольствие общаться на испанском, итальянском, английском и немецком языках.

Это центр, где все нации объединяются в братстве, в чувстве почитания прославленного основателя гомеопатии и во взаимном свидетельстве превосходства этой доктрины над всеми другими, которые ей предшествовали, являясь по большей части живыми доказательствами этой силы, которой они обязаны своим здоровьем, а многие из них — своей жизнью».

Что может быть более убедительным ответом великим маленьким людям наших дней, которые так часто сообщают нам, кем был старый невежда Ганеман, чем предложить им представить себе эту сцену его преклонных лет.

Старик с прекрасным интеллектуальным лицом, седыми волосами, вьющимися по обе стороны высокого лба, с манерами, полными энтузиазма и беспокойства гения, окруженный образованными людьми из полдюжины стран, способный говорить с каждым на его родной языке.

Представьте себе это блестящее собрание, цель которого — воздать должное самому блестящему из них. Здесь предложение на английском языке, там мягкая итальянская фраза, затем какое-нибудь остроумное предложение на языке его отечества, затем вопрос на испанском языке, снова на остроумном французском bon mot — Ганеман отвечает каждому на его языке.

В то же время госпожа Ганеман, хозяйка, очаровывающая своей непринужденной грацией, оказывает всем достойный прием и чтит дорогого старика, своего учителя медицины и своего любимого мужа. И это в самом ярком городе мира.

Настало время, чтобы медицинские и другие критики и недоброжелатели Ганемана подогнали очки истины к своим близоруким и астигматичным глазам и оставили Ганемана в покое.

Как мы видели, все дни рождения Ганемана были использованы для его чествования. Его жизнь в Париже была одним длинным праздником.

Продолжение здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий