суббота, 23 декабря 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 92

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 91 здесь.

(Перевод З. Дымент) 

Глава 92. Письма мадам Беннингхаузен. — Встреча врачей-гомеопатов

Space borbids публикует все пять упомянутых писем. Большинство из них написаны и на немецком, и на английском языке одним и тем же письмом.

Первое письмо госпожи Беннингхаузен выглядит следующим образом:

«Париж, 5 августа 1879 года.

Фобур, 278. Сен-Жермен.

Уважаемый доктор!

Поскольку в прошлом году я имела удовольствие лично познакомиться с вами в Париже и была проникнут вашей огромной любовью и энтузиазмом по отношению к нашей прекрасной и полезной гомеопатии, я считаю, что могу доставить вам огромное удовольствие сегодня, поспешив объявить, что экземпляр шестого издания «Органона» теперь полностью закончен и находится в такой форме, что его можно передать в типографию.

В то же время, зная дружеские отношения, которые у вас сложились с доктором Уилсоном из Цинциннати, я обращаюсь к вам, чтобы выразить свое удивление по поводу того, что я до сих пор не получила от него ответа на мое последнее письмо, в котором я умоляла его высказать контрпредложения относительно литературного наследства Ганемана, поскольку он не принял мои предложения, которые совпадают с предложениями моей матери.

Очень печально, что так много времени потрачено впустую, а между тем было бы так легко устроить, чтобы дать миру эту необходимую работу, и притом в кратчайшие сроки; будет еще печальнее, если вы примете во внимание, что на пути к публикации сочинений Ганемана стоит всего лишь вопрос денег.

Столь же важное значение в другом направлении имеет серия книг, содержащая клинические случаи Ганемана, которые занимают шестьдесят больших томов, начиная с рождения гомеопатии и кончая смертью великого Учителя.

«Органон» и клинические случаи дополняют друг друга; в «Органоне» Ганеман показывает теорию своей новой доктрины, в клинических случаях он показывает практическое применение у постели больного, и насколько великолепно согласие теории и практики, красноречиво задокументировано в этих работах, и ради такой работы Америка не может пойти на какие-либо финансовые жертвы, эта Америка, которая так много сделала для науки и особенно для гомеопатии, врачи которой почти полностью обязаны своим богатством этому прекрасному закону лечения.

Если бы каждый врач-гомеопат Америки и его пациенты внесли всего несколько долларов, то сумму, необходимую для обеспечения этих важных работ, можно было бы легко собрать.

Как была бы я счастлива, если бы мое финансовое положение было таким, чтобы позволить мне подарить вам все эти драгоценные рукописи Ганемана; но, увы, вы уже ознакомлены, что из-за моей самой любимой матери мы потеряли все свое состояние в войне 1871 года.

Доктор Уилсон сказал мне тогда, что он мог бы, если бы моя мать была жива, легко собрать необходимые средства по подписке.

Почему это не должно быть возможным после ее смерти? Ценность этих сочинений, несомненно, осталась прежней и не уменьшилась ни на йоту. Поэтому я умоляю Вас, многоуважаемый доктор, пообщаться с Вашим коллегой доктором Уилсоном относительно приобретения сочинений Ганемана и сообщить мне о результате ваших усилий по обратной почте.

Думаю, я уже упоминала вам, что у меня есть все письма, написанные пациентами Ганеману, многие тысячи писем.

В дополнение к этим письмам Ганеман не только упоминал лекарство, которое он прописал в данном случае собственноручно, но и добавил множество замечаний.

С большим уважением, я,

Искренне Ваша,

С. Беннингхаузен Ганеман».

Следующее письмо написано на английском и немецком языках.

«Париж, 10 ноября 1879 года.

Мой дорогой доктор!

Я нашла ваше последнее и очень любезное письмо по возвращении из короткой поездки в Германию и очень благодарна вам за проявленный вами интерес и дружбу.

Вскоре после получения Вашего письма наш общий друг, доктор Уилсон, написал мне и сообщил, что ему будет счастьем на следующей сессии Американского института гомеопатии в своей инаугурационной речи в качестве президента изложить весь предмет и рекомендовать назначить комитет, который возьмет на себя ответственность по этому вопросу.

Он влиятельный человек и в состоянии привлечь внимание всех врачей-гомеопатов в своей стране, и если вы также поможете мне своим влиянием, дорогой доктор, успех гарантирован заранее.

Благодарю Вас за поздравление с завершением работы; очень желательно, чтобы она была опубликована как можно скорее.

Я отправила доктору Уилсону свои ответы по темам, которые мы обсуждали в Париже, и надеюсь, что он их поймет, потому что я писала по-французски.

С уверениями в уважении и искренней дружбе,

Я остаюсь, дорогой сэр,

С уважением,

С. Беннингхаузен Ганеман».

*************** 

«Париж, 23 января 1880 года.

Мой дорогой доктор!

Я пишу вам снова, зная, с каким мастерством и любовью вы посвятили себя ранней публикации сочинений Ганемана.

Наш общий друг, доктор Уилсон, написал мне около двух месяцев назад и просил разрешения на то, чтобы адвокат изучил документы Ганемана от его имени.

Он также хотел бы знать, на каких условиях я передам ему это. Я сразу ответила доктору Уилсону, что я вполне готова принять его предложение относительно рассмотрения документов, как он решил, с учетом условий.

Они те же самые, о которых я говорила Вам, мой дорогой доктор, при Вашем последнем визите, по Вашей просьбе. Я до сих пор не получила ответа на это письмо и боюсь, что оно могло быть потеряно при транспортировке.

Из-за этой задержки я вынуждена в короткие сроки совершить поездку в Германию, но эту поездку я не хочу предпринимать до тех пор, пока мне не сообщат, в какое время этот поверенный должен провести экспертизу сочинений Ганемана и позвонит мне для этого, поскольку, конечно, я должна была бы быть в Париже, когда он приедет, потому что без меня он ничего не сможет сделать. 

Поэтому я умоляю Вас, мой дорогой доктор, написать от меня вашему другу доктору Уилсону и выяснить причину его молчания; Вы окажете мне эту услугу? А теперь вопрос, уважаемый доктор: я помню, что вы сказали мне в ответ на мой вопрос, когда Вы снова приедете в Париж, что вы сделаете это через два или три года, и я вспоминаю этот ответ с большим удовольствием. и я прошу Вас сказать мне, можете ли Вы сохранить надежду, что, возможно, я буду иметь удовольствие увидеть Вас снова уже в этом году; уверяю Вас, мне будет очень приятно увидеть Вас снова.

Надеясь, что Вы и Ваша уважаемая семья находитесь в добром здравии, хочу заверить Вас, мой дорогой доктор, в моем высоком уважении и дружбе.

Искренне Ваша,

С. Беннингхаузен Ганеман».

Доктор Т. П. Уилсон в своем обращении в качестве президента Американского института гомеопатии на собрании, состоявшемся в Милуоки в 1880 году, дал свое обещание мадам Беннингхаузен и продолжал говорить по этому поводу следующее: 

«Большинству из вас хорошо известно, что миру была дана лишь малая часть сочинений Самуэля Ганемана, его «Органон врачебного искусства» уже давно стал классикой нашей литературы.

Мне достоверно известно, что большое количество неопубликованных рукописей все еще находится в руках его наследников. У меня есть довольно полный каталог того, что включают в себя эти сочинения.

Многие считали желательным, чтобы они были отданы миру, и я полностью придерживаюсь этого мнения. Я хотел бы передать в руки комитета те документы, которые попали в мое распоряжение по этому вопросу,  чтобы этот комитет как можно скорее отчитался по этому вопросу».

Кажется, больше ничего не было сделано по этому поводу. В записях Института не указано ни одного комитета.

Вскоре после этого доктор  Х. Н. Гернси отправился в Европу и посетил мадам Беннингхаузен. По его возвращению состоялась встреча в доме доктора Геринга в Филадельфии.

Доктор Хенри Гернси 
(фото из коллекции Silvain Cazalet)

Результатом этой встречи стал следующий циркуляр:

«На собрании врачей-гомеопатов, состоявшемся в доме доктора Геринга 9 июня 1880 года с целью приобретения и публикации рукописей Ганемана, доктор Х. Н. Гернси сделал следующий отчет:

"Только что вернувшись из Европы, где я познакомился с мадам Беннингхаузен, приемной дочерью Ганемана, нынешней владелицей рукописей и т. д., а также с Питером Стюартом, эсквайром из Ливерпуля, богатым судовладельцем и энтузиастом-гомеопатом, пользующийся полным доверием г-жи Беннингхаузен, я могу сделать следующее заявление, а именно: рукопись  включает в себя:  

(1) Шестое издание «Органона» Ганемана, написанное его собственной рукой; вместе с его копией, написанной покойной мадам Ганеман; это шестое издание содержит множество улучшений, которые никогда не публиковались.

(2) Его дневники с историй болезни (около пятидесяти), содержащие записи его практики с начала гомеопатии до его смерти.

(3) Его переписка с пациентами (весом почти шестьдесят фунтов).

(4) Его Реперториум, состоящий из четырех томов, содержащий в общей сложности 4139 страниц, по пятьдесят две строки на странице.

(5) Большое количество писем от докторов Штапфа и Гросса Ганеману.

(6) Различные прочие сочинения.

(7) Бюст Ганемана с золотой короной, созданный знаменитым Давидом.

Мадам Беннингхаузен чрезвычайно желает, чтобы эти драгоценные сочинения были опубликованы в Америке; обстоятельства, однако, вынуждают ее назначить за них цену, и было условлено, что за сумму в 10 000 долларов и гонорар она расстанется с ними».

Г-н Стюарт (с которым доктор Берридж из Англии был близко знаком в течение нескольких лет) предлагает послать одного из своих сыновей в Париж, как только будут собраны деньги, и тут же получить взамен рукописи и т. д., и сразу же отправить их в Соединенные Штаты.

После прочтения этого отчета собрание превратилось в организацию для достижения этих целей, и следующие врачи были назначены комитетом с полномочиями пополнения их числа:

Эдвард Баярд, M. D., из Нью-Йорка.

Э. У. Берридж, M. D., Лондон, Англия, министр иностранных дел.

Х. Н. Гернси, M. D., Филадельфия, президент.

Константин Геринг, M. D., Филадельфия.

Дж. К. Ли, M. D., Филадельфия, вице-президент.

Ад. Липпе, M. D., Филадельфия, казначей.

Томас Мур, M. D., Филадельфия, секретарь.

Томас Скиннер, M. D., Ливерпуль, Англия.

В. П. Вессельхофт, M. D., Бостон, Массачусетс.

Дэвид Уилсон, M. D., Лондон, Англия.

Значение этих работ для всех врачей-гомеопатов невозможно переоценить. Им теперь остается только подписаться и собрать необходимую сумму, и таким образом поставить достойный памятник тому прославленному целителю, которому они обязаны не только самой репутацией, которой они обладают, но также и здоровьем, а, возможно, и самой жизнью.

Все пожертвования должны быть отправлены казначею Ад. Липпе, M. D., 1204 Уолнат-стрит, Филадельфия, Пенна, который предоставит подтверждение этого.

Настоятельно требуется немедленное внимание всех приверженцев гомеопатии, как непрофессионалов, так и врачей, поскольку, если в течение года не будет собрана сумма в пятнадцать тысяч долларов (которая является ориентировочной стоимостью с расходами на печать и т. д.), от проекта придется отказаться, а все собранные средства будут возвращены донорам.

 Г. Н. Гернси, M.D., президент,

Томас МУР. , M.D., секретарь.

На встрече присутствовали доктора

Константин Геринг,

Генри Н. Гернси,

Ад. Липпе,

К.Б. Кнерр,

Дж. К. Ли,

Томас Мур,

Джозеф К. Гернси.

Хотя все присутствующие хотели, чтобы эти ценные документы были переданы гомеопатам, требуемая сумма казалась очень непомерной. Какие-то деньги были выписаны, но дело закрыли.

Казалось бы, готовность как мадам Ганеман, так и ее приемной дочери и наследницы передать гомеопатической профессии Америки литературные сокровища, оставленные Ганеманом, во многом зависела от размера вознаграждения, которое они получат.

После этого в Соединённых Штатах ничего не делалось. С тех пор в Европе никаких действий также не было предпринято. Мадам Беннингхаузен в настоящее время (1894 г.) проживает в Мюнстере, Германия, и, насколько известно составителю этой книги, все еще имеет в своем распоряжении неопубликованные статьи Ганемана и, вероятно, сохранит их.

В письме, полученном недавно от известного врача-гомеопата из Германии, он говорит:

«Эта дама по какой-то причине решительно недоброжелательно относится к любому предложению относительно ее отчима Ганемана». 

Правда об этом «шестом издании», о котором так много говорят, состоит в том, что это просто пятое издание, аннотированное Ганеманом.

Он никогда не писал нового издания после пятого. Мадам Ганеман, должно быть, в то время, когда она так много обещала профессии, знала, насколько невозможно осуществить это.

Когда доктор Кэмпбелл посетил мадам Беннингхаузен после смерти мадам Ганеман, истина была раскрыта.

Как бы много мадам Ганеман ни хотела сделать для блага последователей своего мужа, вполне в пределах истины можно сказать, что она этого не сделала.

Продолжение здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий