четверг, 14 декабря 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 81

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 80 здесь.

(Перевод З. Дымент) 

Глава 81. Отношение к пациентам. — Образ жизни. — Религиозные взгляды. — Энергия в старости

«Многочисленные переводы Ганемана доказывают, что он был магистром лингвистики или науки о новых языках. Но эта любовь не умаляла его любви к старой филологии; он был законченным филологом. Он даже кое-что понимал в халдейских трудах. 

Это во многом объясняет его близкие отношения с профессором Адамом Бейером. Они часто встречались по вечерам и оживленно беседовали о синтаксических и критически важных предметах латыни и греческого языка; и лейпцигский профессор во многих филологических спорах с особым вниманием прислушивался к критической проницательности своего друга-медика. Officia Ciceronis под редакцией Бейера занимала почетное место в его кабинете. (Тот же Адам Бейер намеревался перевести книги Ганемана на классическую латынь, но, к сожалению, умер, не успев выполнить эту задачу.)

Социальные отношения Ганемана с пациентами были самыми образцовыми, поскольку как врач он был чрезвычайно гуманен и сострадателен к тем, кто обращался за помощью, и всегда был готов пожертвовать время и усилия. 

Он вел точный учет своих пациентов, собственноручно пунктуально записывал симптомы их болезней, при осмотре никогда не вкладывал им в уста собственных слов относительно их недугов, но искренне просил каждого описать симптомы.

Он спрашивал, где проживает пациент; в каких жизненных отношениях он находится, как ведет свое хозяйство; как устроена его кухня; как и сколько он работает; как он распоряжается своим временем и т. д. Бесчисленные письма от его пациентов, после того как они были внесены в журнал, немедленно вклеивались в обложку, на которой  были указаны номер, год и дата. Все эти обложки и бесчисленные письма, все его дневники и регистры  фамилиями были увезены с ним в Париж.

Он зарабатывал очень большие суммы каждый год благодаря своей обширной практике в столице Франции. К сожалению, он больше не мог извлекать выгоду из этого дохода, уважая свою личность.

Он видел себя вынужденным из-за смены места жительства вести образ жизни, к которому он был совершенно непривычен и который был совершенно противоположен тому, которые был описан ранее. 

Ему приходилось очень часто ездить в карете, он осмеливался курить табак, но в небольшом количестве, был вынужден менять привычную еду и напитки на другие, ложиться спать гораздо позже, чем раньше, и очень часто лежать в постели до десяти часов утра, так что ему пришлось обедать и ужинать гораздо позже прежнего. 

Вечернее посещение консерватории, итальянской оперы или театра было совершенно против его привычки и его собственного выбора. У нас есть следующий меморандум, написанный рукой Ганемана. Он приказал своим пациентам соблюдать строгую диету из-за малых доз и большой силы лекарства.

«Избегайте, — заявил он, — специй, клубнеплодов и капусты, кислот, чая и кофе, спиртных и подобных напитков».

Он запретил все окуривания, парфюмерию, помады для волос, зубные порошки и настойки, минеральные ванны, теплые ножные ванны, мази, пластыри, припарки, пластыри от волдырей, повязки для волос, пиявки и кровососные банки.

Он проявлял не меньшую враждебность ко всем «кровопусканиям, волдырным пластырям со шпанскими мушками, ожогам, порезам и всем потогонным, рвотным и слабительным средствам».

С другой стороны, он советовал «простую и сытную пищу, чистое пиво, молоко, пахту, какао, чай или суп из говядины и баранины, пить холодную воду, гулять или ездить на велосипеде час или и несколько в день, соблюдать чистоту и опрятность, регулярность в еда и часы сна, вести нравственную жизнь твердое доверять Богу.

Хотя Ганеман трудился с раннего утра до поздней ночи в Кётене, он, однако, не мог заниматься всей своей практикой сам и нанял доктора Леманна в качестве помощника.

Он с каждым годом все более высоко ценил этого помощника за то, что последний имел редкое чистосердечие, и часто вступал против своего хозяина. Ганеман хорошо знал, что мы приходим к истине путем должной оценки ее противоположности».

Даджен говорит:

«Все портреты Ганемана изображают его с искусно завитыми волосами. Похоже, что он имел привычку завивать их еще в 1819 году.

Г-н Кэмерон, который много общался с Ганеманом во время его пребывания в Париже, рассказал мне, что, если он приходил к Ганеману рано утром, что бывало часто, то всегда находил его с поднятыми вверх волосами, завитыми на бумажные папильотки». 

Самуэль Ганеман

В религии Ганеман был воспитан лютеранином. Геринг сказал, что именно полемика Лессинга с Гетце сформировала религиозные взгляды Ганемана на всю жизнь.

Ганеман был деистом, повсюду в его сочинениях можно встретить выражения, указывающие на то, что он во всех вопросах признавал Бога Верховным и что он рассматривал жизнь как обширное поле, на котором можно творить добро с дозволения и мудрости этого Бога.

В письме к своему другу Штапфу от 15 апреля 1827 года Ганеман говорит: 

«Я с искренней благодарностью признаю бесконечную милость одного великого Подателя всех благ за то, что он до сих пор сохранял меня в силе и веселом духе среди всех нападений моих врагов; и у меня нет другого желания здесь, внизу, кроме как достойно изложить миру то добро, которое Высшее Существо позволило мне открыть, можно сказать, открыло мне, для облегчения страданий человечества. Тогда я готов уйти из этой жизни».

Ганеман сохранял свою силу до самой смерти. Доктор Ричард Хьюз на лекции в Лондонской школе гомеопатии в 1877 году сказал о Ганемане:

«Сделать Ганемана 1830–1843 годов нашим проводником, я думаю, значит взять на себя ответственность за его старость».

Это привело к появлению следующего письма, написанного доктором Х. В. Маланом: 

«Я часто видел, как он использовал очень высокие разведения, и одно из его самых замечательных излечений было с помощью одной очень высокой дозы (я думаю, средство приготовлено Йенихеном), и я часто слышал, как он говорил, что тридцатое разведение не следует фиксировать как предел. 

Монтрё, 18 декабря 1877 года».

В письме доктору Шритеру 13 августа 1840 года Ганеман пишет: 

«Во все времена были некоторые чрезмерные панегиристы холодной воды. Причинам, по которым Присниц так успешен при лечении обжор и пьяниц с многолетним стажем, а также пациентов, испорченных женственными привычками, недостаточно уделяется внимание миром и медицинской профессией,  а превосходство его скудной диеты, его запрет на кофе, чай, специи, его подходящие вынужденные прогулки на свежем воздухе не учитывались.

Одной только холодной воде приписывается вся полученная польза — так люди сбиваются с пути из-за недостатка суждения. Разве не ясно, что эти старые грешники, которые изначально имеют хорошее телосложение, но которым мешают выздороветь их яички, распутство и другие пороки, вынуждены жить согласно с природой ради своей собственной выгоды?

Разве это не главный инструмент их восстановления? А сколько людей, страдающих хроническими заболеваниями, но не связывающие мои жалобы с неправильным образом жизни, погубил Присниц чрезмерным употреблением холодной воды, в результате чего они лишились зрения и слуха?

Хороший врач, особенно врач-гомеопат, всегда знает, когда и в каких случаях использовать с пользой холодную воду, не заходя слишком далеко и не причиняя ею вреда.

Все на своем месте! Холодная вода — это всего лишь физическое вспомогательное средство для идеального выздоровления пациентов, излеченных соответствующими лекарственными средствами».

Продолжение здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий