воскресенье, 1 октября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 40

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 39 здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/07/39.html

(Перевод З. Дымент) 

Глава XL
Ганеман и Vis Medicatrix Naturae 

(лат. Целительная сила природы) 

Говорят, что Ганеман отрицал целебную силу природы. 

По этому поводу существовали значительные сомнения даже со стороны гомеопатической школы. На собрании Центрального гомеопатического общества в Магдебурге в 1830 году его члены приняли резолюцию, в которой говорилось, что «они не согласны с Ганеманом в отказе от vis medicatrix naturae».

Некоторые отрывки из «Органона» цитировались, чтобы доказать, что Учитель отверг возможность какой-либо внутренней медицинской силы тела. Противники гомеопатической школы много раз использовали этот аргумент против системы. 

Упомянутый выше отрывок из «Органона» выглядит следующим образом: 

«Но более современные приверженцы старой школы не хотят, чтобы предполагалось, что их лечение направлено на изгнание материальных болезнетворных веществ. Они утверждают, что их разнообразные эвакуационные процессы представляют собой способ лечения путем отвлечения, при котором они следуют за природой, а природа, стремясь помочь больному организму, разрешает лихорадку потоотделением и диурезом, плеврит — носовым кровотечением, потом и слизистой мокротой, другие болезни — рвотой, поносом и кровотечением из заднего прохода, суставные боли — гнойными язвами на коже ног, гангренозный фарингит — путем путем слюнотечения и т. д., или удаляет их с помощью метастазов и абсцессов, которые у нее развиваются частично на расстоянии от очага болезни.

Поэтому они считали, что лучше всего будет подражать природе, принимая участие в лечении большинства болезней окольным способом, подобно тому, как действует больная жизненная сила, предоставленная самой себе, опосредованно, с помощью  более сильных гетерогенных раздражителей, применяемых к органам, удаленным от очага болезни и совершенно не похожим на пораженные ткани, они вызывают эвакуацию и вообще поддерживают ее, для того чтобы вывести в тут сторону болезнь.

Эта деривация, как принято это называть, была и продолжает оставаться одним из основных способов лечения в старой школе медицины.

В этом подражании самопомощи природы, как это называют некоторые, они пытаются силой вызвать новые симптомы в тканях, которые менее всего поражены заболеванием и лучше всего способны переносить лекарственное заболевание, которое должно отвлечь первичное заболевание подобно кризам и в виде выделений, чтобы допустить медленное ослабление болезни целебными силами природы».

В примечании: «Только легкие острые заболевания имеют тенденцию, когда естественный период их течения истекает, к спокойному завершению, как это называется, с применением не очень агрессивных аллопатических средств или без них; жизненная сила, восстановившись, постепенно заменяет нормальным состоянием расстройством здоровья, которое теперь перестает существовать.

Но при тяжелых, острых и хронических заболеваниях, которые составляют большую часть всех человеческих недугов, грубая природа и старая школа одинаково бессильны; ни жизненная сила с ее способностью к самопомощи, ни аллопатия с ее подражанием не могут привести к медленному разрушению болезни, но ведут, в лучшем случае, к простому временному перемирию, во время которого противник укрепляется, чтобы рано или поздно возобновить атаку с еще большей силой».

Далее Ганеман говорит:

«Только путем разрушения и принесения в жертву части самого организма природа без посторонней помощи может спасти пациента при острых заболеваниях, а если не наступит смерть, восстановить, хотя и медленно и несовершенно, гармонию жизни и здоровья».

В других местах Ганеман намекает на «грубую природу», лишенную помощи,  и упоминает ее ограниченные возможности.

Амеке говорит по этому поводу в работе «История гомеопатии»:

«Враги Ганемана бросили ему упрек: 

"Ваш метод лечения прямо противоречит нашему великому учителю, Природе.

Откройте свои глаза ! Прилив крови к голове, конгестивная головная боль естественным образом излечиваются благотворным кровотечением из носа. Мы копируем природу и берем кровь, когда есть застой. Вы бросаете вызов природе и отвергаете кровопускание.

В случае офтальмии вы видите, как сыпь появляется на прилегающих частях лица, и воспаление благодаря этому уменьшается. Мы следуем этому намеку природы и возбуждаем искусственную сыпь или воспаление посредством волдырей, мокс, прижиганий, сетонов и т. д.

Разве вы никогда не видели, чтобы первоначальная болезнь облегчалась метастазами? Вы когда-нибудь видели, чтобы кожные высыпания исчезали в результате диареи? Не согласуясь с природой, вы пытаетесь удовлетворить ее требования".

"История гомеопатии", В. Амеке 

Ганемана часто подвергали подобным упрекам его прежние оппоненты, и отрывок из четвертого издания «Органона», цитируемый более поздними оппонентами, был ответом на эти нападки, как ясно видно из текста».

Из работ Ганемана, конечно, ясно видно, что он верил в восстанавливающую или целебную силу природы. В «Эссе о новом принципе» (1796 год) он говорит: 

«При острых заболеваниях, если устранить препятствия к выздоровлению хотя бы на несколько дней, природа вообще сама победит».

В 1797 году Ганеман так говорит в «Препятствиях к определенности в практической медицине»:

«Я не имею сейчас в виду лечение, достигаемое только диетическими правилами, которыми, если они просты, не следует пренебрегать, и которые во многих случаях очень полезны. Если необходимо внести значительные изменения в диету и режим, врачу следует отметить, какой эффект такие изменения окажут на болезнь, прежде чем он назначит самое мягкое лекарство». 

В 1801 году Ганеман говорит:

«То, что добрая природа и молодость, с помощью такого соответствующего режима (например, пища, чистый воздух и т. д.) и даже сами по себе, излечивают болезни, вызывающие совсем другие причины, далекие от недостатка и избытка возбудимости, — это явление, ежедневно наблюдаемое беспристрастным наблюдателем».

И  еще  в работе «История гомеопатии" Амеке: 

«По его (Брауна) словам , мы не должны ничего доверять силам природы; мы никогда не должны полагаться на наши лекарства; мы всегда должны либо стимулировать, либо ослаблять. Какая клевета на природу, какой опасный намек для обычного полуинструктированного практика, уже слишком назойливый! Какая услуга его гордости, когда его считают господином и повелителем природы!»

В предисловии к «Тезаурусу» Ганеман говорит: 

«Природа действует согласно вечным законам, не спрашивая вашего разрешения; она любит простоту и много действует одним средством, в то время как вы мало действуете многими. Стремитесь подражать природе».

В «Эскулапе на весах» в 1805 году Ганеман говорит: 

«Было легко просмотреть каталог подобных острых заболеваний и показать, что выздоровление людей, которых при той же болезни лечили по совершенно противоположным принципам, нельзя назвать лечением, это было спонтанным выздоровлением».

В 1808 году Ганеман пишет:

«Разве не происходит  так, что бедняки, которые вообще не принимают лекарств, часто выздоравливают от той же болезни гораздо раньше, чем зажиточные пациенты, полки которых заполнены большими бутылками с лекарствами?»

В «Аллопатии», написанной в 1831 году, Ганеман говорит: 

«Если они называют этот метод действенным, то как они могут согласовать его с тем фактом, что из всех, кто умирает в течение года, шестая часть всего числа умирает под их (аллопатов) лечением от воспалительных заболеваний, как показывают их собственные таблицы. Ни одна двенадцатая из них не умерла бы, если бы они не попали в такие кровавые руки, если бы они были предоставлены природе и держались в стороне от этого старого пагубного искусства».

Грисселих, посетивший Ганемана в 1832 году, говорит: 

«Ганемана часто упрекали в презрении к целительной силе природы. Я сам был введён в эту ошибку чем-то в «Органоне». Общаясь с Ганеманом я никогда не слышал, ничего, чтобы отрицало целебную силу природы. Должно быть,  реформатор дал повод для недоразумений».

Ганеман написал предисловие к книге, опубликованной его последователем, доктором Каммерером из Ульма, в 1834 году. В этой книге доктор Каммерер пишет:

«Целительная сила природы часто приводит к чудесным и быстрым исцелениям».

«Самые тяжелые болезни часто быстро излечиваются сами собой».

«В хронических болезнях видна чудесная целебная сила природы».

«Болезни излечиваются так же быстро или даже более быстро с помощью надлежащей целительной силы природы, чем с помощью лучших лекарств».

Ганеман поддержал все, что написано в этой книге, и так завершает свое предисловие:

«Наш дорогой Каммерер из Ульма, чей разумный трактат я теперь с большим удовольствием представляю публике».

Из приведенных выше цитат вполне похоже, что Ганеман действительно верил в vis medicatrix Naturae. 

Столь же несомненным кажется и то, что он считал, что ее власть ограничена. Но поскольку он верил, как и его последователи, что ему по милости Божией было даровано открыть истинный закон или план, с помощью которого болезнь можно с уверенностью вылечить и с помощью которого vis medicatrix, или присущая природе сила, может быть максимально приспособлена к действию, его утверждения в «Органоне» ни в коей мере не противоречат друг другу.

Он снова и снова повторял, что в грубой, ограниченной форме природа обладает способностью устранять определенные виды болезней, но для того, чтобы действовать наиболее успешно, ее сила должна быть развита по ее собственному закону исцеления гомеопатией.

В следующем письме пациенту Ганеман советует ему предоставить все своей активной жизненной силе: 

«Дорогой барон!

Поскольку ваша сестра живет по гомеопатическим правилам, лучшее, что вы можете сделать в целом, — это следовать ее примеру и, следовательно, быть как можно осторожнее в употреблении вина, кофе, китайского и других чаев; полностью избегать дистиллированных спиртных напитков, пунша, кислот, специй, особенно ванили, корицы, гвоздики, а также всевозможных духов и зубных порошков.

Одним из наиболее важных правил выздоровления является то, что Конфуций назвал золотой серединой и описал в превосходной книге— aurea mediocritas, rien de trop! (фр. Ничего слишком). 

Эту золотую середину я бы вам советовал соблюдать в отношении всего дозволенного. Мне бы хотелось, чтобы вы каждый день гуляли на свежем воздухе, никогда не бегали, а лишь немного ездили или ехали верхом, когда это необходимо; лечь спать к десяти часам; не читать самому, лежа в постели, не предпринимать никакого умственного труда после восьми часов вечера; ужинать до восьми часов вечера, а затем есть умеренно, но не мясо и не яйца; часто общаться с одним илои двум я друзьями, но избегать больших компаний; ни в чем не перенапрягаться и хладнокровно отмахиваться от всех неприятных предметов как мудрый человек.

Организуйте свое время тщательно, прошу вас. Каждый час, потраченный впустую, т. е. потраченный не на свое или чужое благо, есть непоправимая потеря, которую чувствительная совесть никогда не сможет простить.

Нет ничего более важного, чем наблюдать и сдерживать наши физические склонности, включая и воображение. Животная часть нас нуждается в постоянном контроле и в том, чтобы без снисхождения держаться в рамках, насколько позволяет наш разум; наша постоянная победа в этом направлении может сделать нас счастливыми благодаря возвышенному сознанию того, что мы выполнили свой долг, и тогда мы чувствуем, что покоимся в дружбе с Единственным.

Хотели бы вы какую-нибудь другую религию? Другой нет. Все остальное — жалкое, унизительное человеческое изобретение, полное суеверий, чреватое разрушением человечества.

Итак, я бы посоветовал вам начать жить благословенно — лучше поздно, чем никогда. И если ваше тело разбито болезнью, примите малую порцию лекарства, но я постоянно вас беспокою и требую ежедневный ответ о том, что вы испытываете, принимая его. 

Если у вас появится новый симптом, я прошу вас подчеркнуть его, но больше ничего в своем отчете.

Вы должны принимать каждое утро натощак один из этих маленьких порошков, смоченных несколькими каплями воды, и ничего не пить в течение часа. Не принимайте никаких ванн; ради чистоты быстро умойтесь и высушитесь. так быстро, что вся операция продлится всего пару минут.

Если вы сможете найти среди своих людей очень добродушного человека, который заслужил репутацию благодаря успешному лечению растяжений и других травм путем манипуляций, я бы посоветовал вам предложить ему делать через день до полудня такое действие: вытянув обе руки, медленно по всему телу, от макушки головы вдоль рук (ваши руки лежат на коленях) вниз к кончикам пальцев ног, пока вы сидите в своей обычной одежде. Только на вас не должно быть никакой шелковой одежды, он не должен давить на вас, как это обычно делают, он должен только стараться всей силой своей воли сделать вам добро.

Дух, который я должен передать вам посредством моего лечения, испарится, если его передаст третья сторона. Мы не нанимаем врача, который мог бы встать между нами, и он нам не нужен. Следует, почувствовав некоторое недомогание, оставаться несколько дней спокойно дома, живя как можно более воздержанно, и предоставьте вашей активной жизненной силе привести вас в чувство согласно органическим законам, что обязательно и произойдет.

Делайте работу как можно более простую, иначе наши усилия по восстановлению вашего здоровья, jam aut nunquam (лат.  Сейчас или никогда), окажутся бесплодными. Когда вы примете № 6, напишите мне о себе.

Ваш,

Самуэль Ганеман.

Кётен, 16 октября 1830 г.»

Вы действительно читали «Органон»?

Продолжение здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/10/41.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий