воскресенье, 8 октября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 47

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 46 здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/10/46.html

(Перевод З. Дымент) 

Глава 47. Право врача на хорошую оплату. — Аллопатия. — Цензура прессы

19 мая 1831 года Ганеман пишет Руммелю относительно права врача на быструю и щедрую оплату его услуг: 

«Дорогой друг и коллега!

Ваш любезный визит 10 апреля из-за его краткости следует рассматривать скорее как комплимент в мой адрес, чем как полноценный визит.

Ах, как много мы могли бы и сказали бы друг другу, если бы нас не беспокоили чужие люди и если бы вам не пришлось вернуться так скоро. Ничего не может это компенсировать, кроме того, что я должен иметь удовольствие вскоре увидеть вас снова, для более длительного визита, и я позволю вам назначить свое время, ибо любое время будет мне подойдет. 

Несомненно, такое звание, как звание медицинского консультанта, имеет то преимущество, что позволяет врачу получать более высокую плату; и это особенно полезно для гомеопата, поскольку служит для унижения врагов его искусства; но даже если бы этой причины не было, обычному врачу-гомеопату целесообразно придавать такое большое значение своему бесконечно лучшему способу лечения, что даже без какого-либо титула он должен требовать более высокую плату; во всяком случае он должен заставить пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, платить (заранее) ежемесячный гонорар и взимать с более бедных людей за каждую консультацию (и выдачу лекарств) некоторую плату (если это всего лишь несколько пенсов, он должен брать плату при каждом посещении - Accipe Dum Dolet (Лат., возьми это пока больно).

Только таким образом врач сможет никогда не остаться без вознаграждения, и когда он получит наличные деньги на свои проблемы, это сохранит ему хорошее настроение.

Даже эти небольшие сборы, если они выплачиваются при каждом посещении и никогда не пренебрегаются гомеопатом, незаметно накапливаются в значительную сумму, и пациент, который платит каждый раз, почти не теряет их из своего кошелька, потому что он расстается с ними лишь постепенно; а когда он вылечится или уйдет раньше времени, мы с ним покончим; ни он не имеет никаких претензий к нам, ни мы к нему, и он прощается с нами если не с удовлетворением и благодарностью, то, во всяком случае, без нежелания. Суммы, с которыми он постепенно расстался, забываются им, и доктор получает то, что ему справедливо принадлежит, и деньги поступают в кошелек врача без всякого сожаления со стороны пациента.

С другой стороны, как неприятно врачу, который вынужден в конце концов представить свой отчет, когда пациент совершенно забыл о своем постепенном выздоровлении и о больших неприятностях, которые пережил врач, ut fieri solet (Лат., как это обычно делается).

С тех пор, как я начал свой успешный метод лечения, я никогда не посылал требования после окончания лечения, а всегда делал, как указано выше. Когда введена оплата при каждом посещении бедных слоев и ежемесячная оплата более богатыми, тогда каждый будет приносить с собой свои деньги, как нечто само собой разумеющееся, или будет отправлять каждый месяц по почте, и тогда дела пойдут без ропота.

Если врач сам хороший экономист, он может, если он опытный гомеопат, иметь возможность кое-что зарабатывать и откладывать.

Когда Гросс был здесь в последний раз, я предложил ему этот план, и он не мог нарадоваться тому хорошему эффекту, который за последние полгода это оказало на его практику; он стал совсем другим человеком.

Я мог бы убедить вас во всем этом гораздо эффективнее устно. Тот, кто не умеет брать плату за оказываемую им помощь, не в состоянии составить правильную оценку себе и своему искусству.

В своем последнем письме, написанном несколько дней тому назад, Штапф отрицает, что получил от Вас статью «О естественном труде».

Этот varians lectio, несомненно, обусловлен тем обстоятельством, что он забыл прочитать его и пытается извиниться. Я хотел бы иметь его снова, потому что другие хотят это увидеть. Если вы пишете ему, попросите его с особой похвалой упомянуть в "Архиве" об освобождении браншвейгских гомеопатов от необходимости выписывать рецепты для аптекарей, как он сказал Гроссу из Ютербога, чтобы побудить других последовать этому примеру. Прощайте, пока мы не встретимся снова, что, я надеюсь, произойдет скоро, и поверьте мне,

искренне Ваш,

Сэм. Ганеман».

Густав Вильгельм Гросс

В начале 1831 года Ганеман написал брошюру, озаглавленную «Аллопатия: слово предупреждения всем больным людям». 

Она была опубликована в Лейпциге Баумгартнером. Это было обвинение в предвзятости и иррациональности методов аллопатической школы. У составителя имеется оригинал письма Ганемана, написанного по поводу публикации этой брошюры, которое ясно показывает ревнивый дух, с которым аллопатические авторитеты наблюдали за Ганеманом в тот момент. Вот оно: 

«Достопочтенный тайный советник и покровитель!

Я безоговорочно принимаю условия, предложенные мне нашим книжным магазином, и прошу о последнем исправлении только в том случае, если смогу его получить.

Но поскольку эта книга раскрывает рядовым врачам крайне нежелательные истины, я беру на себя смелость просить вас об особой защите ее, чтобы врачи-аллопаты не препятствовали ее печати.

Поэтому я оставляю мою рукопись сначала в ваших руках, и не отправляйте ее просто в ваш книжный магазин.

Ваш покорный слуга, 

Сэм. Ганеман.

Кётен, 19 июня 1831 года».

В этом эссе Ганеман карикатурно изображает аллопатическую систему и насмехается над ней. По поводу плана включения в один рецепт от двух штук до дюжины лекарств он говорит:

«Согласно этому старому, так называемому врачебному искусству, столь противному здравому смыслу, в искусном рецепте должно быть больше двух, по крайней мере три разные вещества, однако врач, прописывающий lege artis (Лат., по правилам искусства), при использовании таких рецептов для лечения заболеваний лишен всякой возможности установить, какой из различных ингредиентов был полезен, а какой причинил вред, а также никогда не сможет увидеть или узнать на опыте, как конкретно влияет каждый из нескольких ингредиентов рецепта, каждое простое лекарственное вещество, содержащееся в нем, что оказывает положительное воздействие на здоровье человека, чтобы можно было с уверенностью использовать его при заболеваниях!»

Итак, это искусство, профессора которого не имеют и не хотят знать всех своих инструментов! Среди самых жалких искусств не существует такого, как это.

Одно лишь врачебное искусство старой школы дает неслыханный пример такого рода!

И все же эти господа так громко хвастаются, несмотря на свою невероятную иррациональность, что они единственные разумные врачи.

Такое клеймо, дорогие больные люди, на всех обычных врачах. Только из них состоят медицинские авторитеты во всех цивилизованных странах. Только они сидят на медицинском судейском месте и осуждают все, что лучше, что может принести пользу человечеству, но противоречит их устаревшей системе!

Только они — суперинтенданты и директора бесчисленных больниц и лазаретов, заполненных сотнями и тысячами пациентов, тщетно жаждущих здоровья! Только из них — врачи принцев и государственных министров! Только из таких — обычные профессора медицины во всех университетах!

Только такими рутинными практиками, в большой и малой степени, кишат наши города; от знаменитостей, которые ежедневно используют две пары лошадей в быстро катящихся позолоченных колесницах, чтобы нанести визиты продолжительностью в пару минут, до шестидесяти, восьмидесяти и более пациентов, вплоть до толпы врачей низкого уровня, которые в изношенной одежде вынуждены напрягать ноги, чтобы донимать своих пациентов частыми визитами и многочисленными рецептами».

Все эссе представляет собой редкий образец восхитительной сатиры.

В это время действовала цензура прессы, и врачи-аллопаты использовали все средства, чтобы предотвратить публикацию гомеопатической литературы. Ганеман, как видно из приведенного выше письма, был вынужден проявлять большую осторожность при печати своих книг и брошюр.

В качестве примера этой несправедливой и фанатичной цензуры можно привести случай, когда в 1831 году врач-аллопат из Кётена опубликовал в местной газете Cothener Zeitung резкую атаку на Ганемана и его лечение холеры. Когда Ганеман, желая ответить, отправил статью в ту же газету, статью не приняли, поскольку цензор прессы был личным другом врача-аллопата. Тогда Ганеман опубликовал защитную статью в Магдебурге.

Ганеман также отправил свое описание холеры в Preussische Staats Zeitung, но берлинская цензура не разрешила его поместить. Доктор Киссельбах из Ханау хотел, чтобы отчет о гомеопатическом лечении крупа был опубликован в кассельской газете, но цензура наложила вето на это.

В Раабе, в Венгрии, когда свирепствовала холера, некоторые люди, слышавшие об успехе гомеопатического лечения этой болезни, хотели поместить в газету объявление с просьбой к врачам-гомеопатам приехать туда, но объявление не разместили.

Было предприняты все возможные усилия, чтобы скрыть факты о гомеопатии от людей.

Продолжение здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/10/48.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий