понедельник, 16 октября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 52

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 51 здесь

 (Перевод З. Дымент) 

Глава 52. Письма Швейкерту (продолжение). — Мнение Ганемана о корсетах для позвоночника

«Мой дорогой друг и коллега!

С тех пор, как я научился думать, Саксония продвигалась во всех хороших вещах черепашьими темпами, и ее конституция лишь с большими трудностями сможет положить начало улучшению, ибо все члены этого государства крепко спят: ему кажется лучшим только то, что старо и закреплено обычаями, и то, что привычно в настоящее время, каким бы плохим и изъеденным ржавчиной они бы ни было. 

Поэтому хорошие члены нашего Законодательного собрания не смогли сделать для нас ничего эффективного, как я всегда предсказывал. И все же было довольно странно, что ни у кого не хватило ума исключить Хейнрота из консультантов, хотя он уже раньше выступал против нашего искусства, как в своем софистическом «Антиорганоне».

Со стороны Президента было очень неправильно, что он допустил на консультацию этого духовного противника. Ваш Гроссман показал себя в этом деле с выгодой. Хотя я и не нашел в Вашем письме образца настоятельно рекомендуемого стального пера, но доверяюсь Вашей рекомендации и просил бы Вас немедленно выслать мне три дюжины за доллар, если бы у меня была под рукой купюра на такую сумму.

Я закончил всю работу над вторым изданием «Хронических болезней», и передо мной лежит стопка документов, которые наш хороший друг Изензее [Изензее был его адвокатом и жил в Кетене] написал и собрал о впечатляющих трудах Арнольда, а нам не удалось убедить прислать мне несколько корректур первой части, чтобы я мог увидеть, действительно ли он приступил к работе или нет (Злодей — за его спиной — вы знаете его — околдовывает его и заставляет онеметь, как от гремучей змеи, только для того, чтобы замучить меня до смерти.)

[Ганеман, кажется, имеет в виду Тринкса. В письме Штапфу, написанном в 1836 году, он говорит:

«Враждебный дух Тринкса был совершенно очевиден. Должно быть, именно из-за его дьявольского вмешательства Арнольд позволил моей рукописи так долго лежать ненапечатанной».]

Я держал г-на Яра в течение восьми месяцев, чтобы он помогал мне в этой работе, расходы составили более пятисот талеров, и, тем не менее, я не видел ни одного корректурного листа!

Никакого явного начала печатания этого труда! Также мы позвали на помощь доброго нотариуса Альбрехта, но тщетно. Первую часть он также не вернет, что не позволит мне обратиться к другому издателю. Мальчик за его спиной не достоин виселицы!

Вы вместе со мной пожалеете, что я не могу направить деньги, полученные от переиздания первых двух частей, на какие-то полезные цели, за это мы должны поблагодарить плохого мальчика!

Прилагаю двадцать восемь гульденов из Праги и краткий список жертвователей. Я бы выслал вам гораздо больше из рук Беннингхаузена, если бы он только получил вашу часть «Ярбухера»; он пишет мне, что в таком случае не было бы недостатка во вкладах.

Этот добрый человек теперь поставлен в благоприятное положение высшими силами, благодаря чему у него появляется больше свободного времени для нашего искусства.

Не слушайте других! Дайте нам в «Ярбухере» только успешные лекарства. Оставайтесь сильными и здоровыми и передайте мой привет вашей Анне, а также Хаубольду, Вале, Люксу и всем, кого еще стоит поприветствовать,  

Ваш Самуэль Ганеман.

Кётен, 25 ноября 1830 г.».

*****

Геринг сказал об Арнольде, издателе многих книг Ганемана: 

«Впоследствии (после публикации Fragmenta) из-за увеличения числа лекарств трудность ссылок возросла до такой степени, что побудила Ганемана подготовить подробный указатель, в котором симптомы, относящиеся к каждому органу, локализации, ощущению, функциональному изменению, состоянию и модальности, а также каждая комбинация симптомов могли быть найдены и сравнены. 

С помощью этого громоздкого «Индекса» Ганеману удалось вылечить молодого человека, которого в течение многих лет мучили ужасные боли, вызванные приемом лекарств старой школы.

Этот молодой человек впоследствии стал главой издательского дома Арнольда в Дрездене и из благодарности предложил напечатать "Органон" в 1810 году; за этим последовал первый том "Чистая Материа медика" в 1811 году. На продажу издания первого тома "Чистая Материа медика" потребовалось одиннадцать лет».

*****

Следующее письмо в этой интересной серии выглядит следующим образом:

«Дорогой друг и коллега!

После более близкого знакомства с вашим журналом умоляю вас, ни за что и ни по какой причине, не допустить его повторного падения.

(Журнал, о котором упоминает Ганеман, назывался Zeitung der naturgesetzlichen Heilkunst Fur Freunde und Feind der Homoopathie. Он выходил еженедельно в формате ин-кварто и представлял собой популярное семейное издание. Его начали издавать в июле 1830 г.) 

Я предвижу, что через него вы будете способствовать развитию нашего искусства неизмеримо больше, чем можно было бы сделать с помощью всех других гомеопатических сочинений, не исключая и моих. Подумайте, какое доброе дело вы делаете, какую великую услугу вы тем самым оказываете человечеству.

Ваш изобретательный гений еще найдет пути и средства для продолжения этого журнала в поучительной манере, и, поскольку ежедневно растет список его подписчиков, издатель должен прийти и увеличить вашу стипендию (еще более в будущем), чтобы вы, наконец, получили удовлетворительный доход. Подумайте обо мне. Было бы также целесообразно попросить того или иного гомеопата письмом сообщить новости из его части страны.

Сообщил ли Штапф, как я просил, новость для публикации о том, что доктор Эгиди из Ильзита принял предложенную ему должность обычного врача-гомеопата Ее Королевского Высочества принцессы Фредерики Прусской в Дюссельдорфе с годовой зарплатой в 600 талеров, командировочными расходами и письменным официальным  разрешением назначать себе лекарства, и что он уже приступил к работе?

Читатель вашего журнала сообщает, что не нашел в нем этой хорошей новости. При этом сообщаю вам дополнительно для публикации следующее:

Санкт-Петербург.  Очень ревностный гомеопат, доктор Циммерман, ранее имевший должность в госпитале в Ораниенбауме, а теперь работающий в Царском селе (в трех верстах от Петербурга) врачом недавно созданного Института по уходу за солдатскими мальчиками, численностью 400 человек , принял эту должность только при условии, что ему будет разрешено лечить пациентов гомеопатически.

Там есть даже дети с нянями, а также мальчики до десяти лет. Институт находится в ведении императрицы, которая в нем заинтересована. Власти предоставили ему не только гомеопатическую практику, но и выделили денежную сумму для приобретения гомеопатической аптеки. Tune cede malis sed contra audacior ito! (Не уступай дорогу нечестивцам, но смело встречай их!)

Все станет лучше, если мы будем упорствовать. Именно это я и сделал, и Бог наконец-то благословил меня после всех моих бед и невзгод.

С удовольствием ожидаю вашего визита после празднования 10 августа.

Ваш преданный Сэм Ганеман.

Кётен, 2 июля 1831 года.

P. S. Двадцатиоднолетнему пациенту, так ужасно пострадавшему от йода, случай с которым я считаю почти безнадежным отравлением, я советую поочередно давать  Phosphorus и Natrum muriaticum».

*****

«Дорогой друг и коллега!

Я радуюсь вашим действиям. То, что пишет доктор Леманн, я подтверждаю; что касается остального, я желаю передать устно. 

Ор... сам мне написал, как грубо он с тобой обошелся, а я ему хорошую лекцию прочитал.

Он пока еще слишком груб; необходимость его отполирует. Вы правы, оставив его в полном одиночестве. Для Лехинштедта я советую чередовать Platina, Hepar и Toxicodendron, оставляя каждому лекарству действовать четырнадцать дней.

Надеюсь скоро увидеть вас, Ваш

Сэм. Ганеман.

Кётен, 17 марта 1834 года».

Доктор Леманн

 Интересно узнать мнение Ганемана о корсетах и аппаратах при лечении заболеваний позвоночника, и это можно сделать, почитав следующее письмо, написанное доктору  Леве из Праги. 

«Что касается девушки с искривленным позвоночником, я бы никогда не рекомендовал аппараты, которые, насколько я знаю о них, очень далеки от достижения своей цели, а, наоборот, приносят гораздо больше вреда, чем пользы. Более того, поскольку заболевание, лежащее в основе размягчения костей, приводящего к искривлению, является чисто псорическим заболеванием, то лучше всего сначала дать настойку Sulph., одну, две или три глобулы, затем Calcarea, затем Phos. acid , затем Baryta и Phosphorus, и Silicea.

При этом больной должен гулять на свежем воздухе, ежедневно несколько раз выполнять гимнастические упражнения на перекладине, вися на ней обеими руками и покачиваясь в течение нескольких минут.

Вы, конечно, также прикажете избегать кофе, чая и растительных кислот. Поглаживание  искривленных частей гипнотетическими руками часто приносило пользу само по себе, и мы должны использовать его, по крайней мере, как вспомогательное средство.

Прощайте и помните меня. 

С. Ганеман. Кётен, 23 сентября 1831 г.».

Ганеман также в письме Штапфу от 22 июня 1829 года говорит по поводу заболеваний позвоночника: 

«Я улучшил и даже вылечил несколько случаев искривления позвоночника антипсорическими средствами (например, Calc.) без помощи аппарата.

Респектабельная незамужняя дама лет сорока, которая была сильно деформирована, , принимая антипсорические лекарства от периодической головной боли и некоторых милиарных высыпаний, стала на два дюйма выше, так что я едва узнал ее, когда увидел год спустя».

И вновь Штапфу он говорит: 

«Я в восторге от воздействия Sulphur на вашу маленькую Мэри, которое столь же поразительно, как и полезно. Без использования какого-либо аппарата я вылечил ряд деформаций костей антипсорическими средствами. Целительная сила Бога, которой он наделил данные нам антипсорические средства, не нуждается в таких болезненных приспособлениях.

Простые механические средства, безусловно, могут оказаться полезными. Так, я видел сильно уродливую женщину сорока восьми лет, которая после почти завершенного антипсорического лечения постоянной головной боли почувствовала настойчивое желание часто потягиваться.

Для этого она часто повисала и раскачивалась на приподнятой поперечине; в короткое время она стала на три дюйма выше и прямее, так что я был поражен и едва узнал ее, когда увидел год спустя. Это должно устранить необходимость использования аппарата Гейне и других».

Это письмо было написано в 1826 году.

Продолжение здесь 


Комментариев нет:

Отправить комментарий