суббота, 21 октября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 55

 Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 54 здесь

(Перевод З. Дымент) 

Глава 55. Визит доктора Грислиха в Кётен — Письмо доктору Гертстелу — Визит доктора Грислиха в Кётен

Грисселих также посетил Ганемана в 1832 году и так говорит о нем: 

«Ганеман в возрасте семидесяти семи лет проявлял в каждом действии весь огонь молодого человека. В его внешности нельзя было обнаружить никаких следов старости, кроме белых локонов, окружающих его виски, и лысины на макушке, покрытой бархатным колпаком.

Маленький и крепкий Ганеман жив и подвижен; каждое движение полно жизни.

Его глаза раскрывают его пытливый дух; они сверкают огнем молодости. Его черты резкие и оживленные. Как старость, кажется, не оставила мало следов на его теле, так и с его разумом.

Его язык гордый и свободный; часто он становится яростным, как поток лавы, направленным против врагов и противников не лично его самого, о чем он никогда не упоминал, а великих истин, к проверке которых он призывал своих коллег на протяжении многих десятилетий. Его память, кажется, не пострадала; после долгих перерывов и побочного разговора он продолжает с того места, на котором остановился.

Когда он горячится в разговоре, что часто случается, будь то речь о друге или враге, или о научных предметах, слова его текут непрерывно, вся манера его становится чрезвычайно оживленной и на лице его появляется выражение, которым посетитель молча любуется.

Пот покрывает его высокий лоб; шапка снята; даже его длинная трубка — его верный спутник — гаснет, и ее приходится заново зажигать от той свечи, которая была под рукой и горела весь день.

Но о белом пиве забывать нельзя. Почтенный старец так приучил себя к этому сладкому напитку, что тот всегда стоял у него на столе в большом закрытом стакане; во время еды он также употребляет этот напиток, неизвестный в Южной Германии.

Он не пьет вино, образ его жизни очень простой, воздержанный и патриархальный».

Хотя в 1832 году, когда было написано следующее письмо, Ганеман был очень счастлив и процветал, тем не менее письмо ясно показывает, что первые годы его пребывания в Кетене были отравлены медицинской иерархией Ангальта.

Оно адресовано доктору Герстелю.

Доктор А. Герстель 

«Уважаемый коллега:

Я с большим удовольствием прочитал то, что доктор Гросс написал мне по поводу присланного вами отчета, и удивлен, что власти дали вам такие хорошие (настолько правдивые) отзывы, и прошу вас сообщить о них в несколько широко распространяемых газет.

Вы не можете поверить, сколько пользы приносит заслуженная благодарность и насколько вы стимулируете других автор итетов оказывать аналогичные услуги делу гомеопатии. До сих пор гомеопаты не могли высказать ничего, кроме горьких жалоб на проявленную к ним несправедливость и пренебрежение.

И как бы простительны ни были такие жалобы и обвинения, они, тем не менее, произвели плохое впечатление на публику и никоим образом не способствовали повышению оценки гомеопатии. 

Поэтому я никогда открыто не возражал против злейших и жестоких врагов, которые появились в течение первых пяти или шести лет моего пребывания здесь. Ибо я скорее предпочитаю, чтобы мне завидовали, чем жалели. И все же я, если возможно, избегал первого.

Только в последние несколько лет я смог так расположить к себе публику и убедить ее в превосходстве нашего искусства, хотя она в течение многих лет была настроена gротив меня предвзято и натравливалась  против меня аллопатами, аптекарями и хирургами, что теперь эта самая публика настолько злится на врачей и аптекарей и так предпочитает меня всем остальным, что я совершенно не могу принять всех больных; я еле уношу ноги. 

Поэтому я думаю, что все произошло к лучшему, и я считаю, что вам не нужно бояться злой воли вашего коллеги в Моравии, поскольку в вашей стране ужасное препятствие для гомеопатической практики, то есть запрет на распространение нашей собственной практики с лекарствами, как вы меня уверяете, покончено.

Это препятствие до сих пор существует почти во всех других странах и делает гомеопатию здесь практически невыполнимой, за исключением меня одного, поскольку у меня есть письмо-разрешение от Владыки Страны.

То, что врачи в Брунне смогли выследить г-на Фишера, который, несомненно, был очень способным человеком, объясняется тем обстоятельством, что у него не было диплома; и в этом отношении они ничего не могут сделать против вас.

Общественность в Брунне уже благосклонно настроена к гомеопатии, и поэтому у меня нет возражений против то, чтобы вы там обосновались.  

Из пражских счетов о смертности, с которыми я внимательно ознакомился, кажется,  ясно видно, что у вас не было свободных рук, чтобы действовать там, иначе уровень смертности был бы более благоприятным, и с вашей помощью несколько пациентов были бы спасены от смерти. Мне было бы приятно получать от вас больше хороших новостей.

Преданный Вам

Сэм Ганеман.

Кётен, 12 февраля 1832 года».

*****

Рапу-отец посетил Ганемана в 1833 году и впоследствии обратился по этому поводу к Лионскому медицинскому обществу.

Он говорит: 

«Увидев Ганемана, я не смог удержаться от чувства почтения, которое внушил мне этот гениальный и ученый человек.

Его седые волосы, его серьезный и суровый вид смягчались очень приветливыми манерами; его высокий лоб, его взгляд живой и пронзительный, а скрытая ирония его улыбки хорошо раскрывала глубокую мысль, созревшую в опыте, и беспощадную критику, которая так резко обрушивалась на тщеславные и претенциозные учения школ.

Первая беседа, которую я провел с ним, состоялась на следующий день после моего приезда и продолжалась с четырех до десяти часов. Он закрыл дверь, постоянно осажденную толпой больных, чтобы я мог получить больше пользы от времени, которое он мне выделило. 

Мы говорили о большом распространении нового метода во всех странах, прилегающих к Германии, и о его уже важном положении в Австрии, где внедрение должно было натолкнуться на почти бесчисленные препятствия.

Я рассказал о своих познаниях в гомеопатии и запросил информацию о лучших методах, которые следует приобрести, чтобы придать им ценность и позволить мне полностью отказаться от обычной медицинской практики.

Он на мгновение задумался и после рассмотрения принципов, изложенных в «Органоне», предложил мне план обучения, которому я имею счастье следовать в настоящее время.

Этот план заключается в сочетании клинических и патогенетических исследований для определения выбора препарата по характерным показаниям. 

На следующий день в такое же время Ганеман дал мне интервью и показал несколько томов своей огромной переписки.

Среди прочих там были письма доктора Мауро из Неаполя, который в возрасте 60 лет опубликовал книгу с результатами своего изучения гомеопатии; знаменитого Киссельбаха из Ханау; Паубеля из Готы; советника Кляйна — они все в преклонном возрасте с рвением изучают новую доктрину.

Но больше всего меня заинтересовало письмо от доктора Биетта, в котором он просил Ганемана пролить свет на его метод и просил прислать ему сборник правильно приготовленных лекарств, в которых Ганеман уверен».

В восьмом номере Allgemeine homoopathische Zeitung, опубликованном 30 сентября 1832 года, доктор Хартманн опубликовал список врачей, которые были известны как практикующие гомеопатию; в этот список вошло 226 имен, среди которых были  

Геринг из Суринама;

Вессельхофт из Пенсильвании;

Бьют из Вифлеема, штат Пенсильвания;

Хейнел из Балтимора, Северная Америка».

С 1830 по 1835 год тихая маленькая деревня Кётен стала школой гомеопатии.

Самые либеральные врачи и многие миряне с интересом услышали о новом и мягком методе лечения, и многие из них отправились в дом старого мастера, чтобы посидеть у его ног.

Фактически история внедрения гомеопатии в ряде стран начинается с визита какого-то врача или мирянина к старому мудрецу Ганеману в увитую виноградной лозой беседку небольшого сада в Кётене.

Примерно в 1830 году Бенитуа Ириарте, богатый купец из Кадиса, со своим другом Вильяльбой отправился в Кётен и вскоре после этого представил гомеопатию в Испании. 

Доктор Ф. Ф. Куин посетил Ганемана в 1821 году и в 1827 году принес новую доктрину в Англию.

Доктор Адам встретил Ганемана в 1823 году и вскоре после этого представил гомеопатию в России, начав свою практику в Санкт-Петербурге.

Доктор Адам также был одним из пруверов «Чистой Материи Медики».

В этот период Ганеман был очень занят приемом своих выдающихся гостей со всех концов света.

 Продолжение здесь 

Комментариев нет:

Отправить комментарий