вторник, 17 октября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 53

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 52 здесь.

(Перевод З. Дымент) 

Глава 53. Смерть герцога Фердинанда. — Письмо Ганемана герцогу Генриху —
Письмо Эгиди

Хороший защитник Ганемана, герцог Фердинанд, умер в 1831 году. С самого первого знакомства со своим другом и врачом он относился к нему с неизменной добротой. 

После его смерти медицинские власти государства, врачи-аллопаты, обратились к герцогу Генриху, брату и преемнику Фердинанда, и попытались настроить его против Ганемана.

 Между Ганеманом и доктором Моссдорфом возникли разногласия, и Моссдорф в конце концов покинул Кетен, оставив Ганемана без помощника.

Ганеман адресовал герцогу Генриху 6 августа 1832 года следующее письмо:

«Светлейший и Милостивый господин!

В течение нескольких лет я пользовался разрешением, милостиво предоставленным вашим оплакиваемым братом, моим покровителем, которому я так и не выразил в достаточной степени свое уважение, назначить себе ассистента-гомеопата, независимого от аллопатических медицинских авторитетов, которого я бы все равно сохранил, если бы его моральное поведение было терпимым.

Теперь я вынужден из-за моего преклонного возраста и наплыва пациентов издалека и из ближнего зарубежья, которые перегружают мои силы, выбрать другого преемника и помощника, и мой выбор пал на доктора Леманна из Лейцкау, человека, который уже несколько лет пользовался хорошей репутацией врача-аллопата, со спокойным и устойчивым характером, который теперь принял гомеопатию по убеждению и проявляет такое активное рвение к своему искусству, способствующему укреплению здоровья, что дает надежду на то, что сможет, с моей помощью, отлично послужить в этом. 

Я посчитал своим долгом сообщить Вашей Светлости о своем выборе в качестве Вашего покорнейшего слуги,

Самуэль Ганеман».

Завистливые медицинские власти штата наушничали герцогу и попытались убедить его не давать доктору Леманну предоставления той же привилегии, что и доктору Моссдорфу.

Леманну было разрешено поехать в Кётен в качестве помощника Ганемана, но он не мог принимать пациентов независимо от Ганемана и находился под контролем аллопатических властей. Поэтому Ганеман 3 декабря 1832 года обратился к герцогу Генриху со следующим протестом:

«Светлейший герцог, милостивый господин!

Я прошу принять самую скромную благодарность Вашей Светлости за Ваше милостивое разрешение выбрать доктора Леманна моим помощником врача.

Доктор Леманн, который уже был сведущ в гомеопатической доктрине, благодаря усердию и под моим руководством за короткое время достиг такого мастерства в ней, что я уже могу считать его одним из своих хороших учеников.

Он уже принес мне некоторое облегчение в моих чрезмерных трудах. 

Но приток пациентов, переданных вашими врачами-аллопатами в гомеопатическую систему как неизлечимых, из близких и дальних мест, увеличивается с каждым днем, поэтому общественность убеждена, что настоящее и постоянное излечение можно получить только с помощью новой системы медицины.

Поэтому я осмеливаюсь еще раз просить Вашу Светлость смиренно, но конфиденциально, чтобы вы были так любезно и великодушно дали согласие на то, чтобы доктор Леманн мог оказать мне свою помощь, в полной мере, такую ​​же независимую помощь мне, какую оказывал доктор Моссдорф, мой бывший медицинский помощник, по милости незабываемого герцога Фердинанда, Вашего оплакиваемого брата.

Только таким образом я смогу получить в лице доктора Лемана настоящую и длительную помощь и поддержку, и после моей кончины Ваша Светлость получит в своей столице настоящего врача-гомеопата, обученного под моим руководством, тогда как в противном случае он вскоре вернется в свою родную страну, чтобы практиковать как врач-гомеопат в Магдебурге, и я в преклонном возрасте снова останусь один и буду вынужден отказать более чем половине пациентов, стекающихся на лечение.

Самый покорный Вашей Светлости,

Самуэль Ганеман».

Герцог Генрих, не посоветовавшись с медицинскими властями, оказал эту услугу. Он издал указ от 14 января 1833 года следующего содержания:

«Мы разрешаем доктору Леманну поселиться здесь в качестве практикующего врача-гомеопата с целью оказания помощи Хофрату доктору Ганеману и, таким образом, готовить лекарства, необходимые ему для лечения.

В других отношениях доктор Леманн подчиняется всем законам и правилам штата и полиции.

Генри».

Вскоре после этого Ганеман опубликовал в журнале Швайкерта следующее письмо по поводу раздачи лекарств гомеопатами: 

«Отпуск гомеопатических лекарств, освобожденных от привилегий старых аптекарей

В отличие от того, что было опубликовано в "Прусской государственной газете" от 17 апреля этого года (1833 г.), что из уважения к старинным аптекарским привилегиям выдача собственных лекарств снова запрещен врачам-гомеопатам, мне приятно сообщить современникам о характере благородного государя, герцога Генриха Ангальт-Кётенского, который, после того как сам убедился в бесконечном превосходстве гомеопатических лекарств над снадобьями старой медицины, по его собственному желанию и в согласии с прежним здравым смыслом своего покойного брата Фердинанда, предоставил доктору Ганеману полное разрешение самому гогтовить свои лекарства и таким образом протянуть руку помощи своим пациентам, о чем сказано в рескрипте, написанном его собственной рукой 14 января этого года (1833 г.), и теперь закрепил за доктором Леманном такое же право беспрепятственно лечить своих пациентов гомеопатическими препаратами, приготовленными им самим, — привилегия, которая принесла больным людям благословенные результаты.

Самуэль Ганеман.

Кётен, 26 апреля 1833 года».

После того, как Ганеман покинул Кётен в 1835 году, аптекари княжества представили подписанную всеми петицию, в которой просили не только лишить Хофрата Леманна права готовить и отпускать свои собственные лекарства, но и лишить этого права всех остальных врачей-гомеопатов, которые могут когда-либо поселиться в Кётене.

Герцог отверг это и подтвердил, что доктор Леманн в своей привилегии. Леманн много лет оставался в Кётене, где и умер 9 января 1865 года в возрасте 77 лет.

Ганеман имел обыкновение присылать к нему из Парижа лекарства и снабжал его ими до самой смерти. 

*****

Доктор Эгиди 

Следующее письмо доктору Эгиди представляет интерес, поскольку показывает мнение Ганемана в этот период его жизни относительно повторения гомеопатических доз, особенно антипсорических препаратов: 

«Сначала о вашей доброй Принцессе. В октябре 1829 года она прислала мне тяжелую пачку ваших рецептов, полученных до того момента, из которых я сделал прилагаемую выписку.

Из этого я вижу, что она уже злоупотребляла ваннами с Hepar sulphuris, в которых осаждался Sulphur.

Из большого страха, предупрежденного опытом, я совершенно избегал назнгачать ей   подобное.

Тем не менее, мои более поздние наблюдения научили меня, что даже после злоупотребления этим средством можно через два или три года использовать его с большой пользой и без вреда, если препарат мы готовили.  

Итак, хотя Sulphur, приготовленный нами и в наших дозах, остается самым превосходным из всех антипсорических средств, которые не могут ей помочь продвинуться в лечении.  

При этом я посылаю вам девять маленьких порошков; в них в № 1, 4, 6 и 9 — тетрада —по одной грануле  Sulphur, х.

Вольф в Дрездене обратил внимание на этот факт в архиве, но я уже раньше понял, что при очень старых псорических заболеваниях Sulphur в одной дозе недостаточно, и поэтому в худших случаях я оказываю гораздо больший эффект, начиная с нескольких доз, особенно у больных, которые уже сильно испорчены многими неправильными лекарствами, если только они не получали в последнее время Sulphur; мы как бы проникаем с помощью этого лекарства через диатезы болезней, вызванных лекарствами, так чтобы наверняка воздействовать на жизненную силу с необходимым исцелением болезни Sulphur.

К этому меня привела извращенная аллопатическая практика, посредством которой эти господа путем ежедневных доз (часто по несколько раз в день) одного и того же лекарства вызывают в течение нескольких недель длительную лекарственную болезнь (хотя они делают это, разрушая своих пациентов, когда это лекарство было значительным и негомеопатическим; поскольку посредством этих средств, используемых в столь длительном повторении и в больших дозах, жизненная сила только подавляется и становится неспособной к какому-либо полезному целебному действию). Sed abusus non tollit unum (Лат. неправильное употребление не устраняет пользу).

Я извлек из этого указание, что, вероятно, может потребоваться несколько повторений дозы гомеопатического лекарства в течение короткого периода времени, чтобы постепенно достичь такой степени медицинской трансформации жизненной силы, которая может быть необходима для возникновения реакции жизненной силы, достаточной для лечения тяжелого хронического заболевания.

Опыт также научил меня, что многократное введение наименьшей дозы на практике неизмеримо предпочтительнее любого простого однократного назначения этой дозы.

Три-четыре дня подряд (например, 1, 2, 3, Tct. Sulph., X) такая малая доза, конечно, уже сослужила мне добрую службу для людей не слишком возбудимых, но  очень чувствительных, для которых порядок более эффективен. С этим письмом я посылаю вам Sulphur для Принцессы, которая будет принимать каждое утро по одному увлажненному порошку из девяти, ничего не выпивая в течение получаса после этого.

Будет лучше,  если это будет сделано не близко к ожидаемым месячным. Очень надеюсь на это лекарство.

Я прошу вас сообщить кое-что из того, что я сказал, нашему превосходному другу-гомеопату фон Беннингхаузену.

Вы доставили мне столько удовольствия остальными вашими новостями о прогрессе нашего искусства, как в вашей практике, так и в лучшем мнении публики о нем, как если бы вы сделали мне отличный подарок.

Ибо благополучие страдающего человечества очень дорого моему сердцу. Из прилагаемых двух стальных гравюр одна предназначена для вас, а вторая для доброй Принцессы.

Хорошо написанная брошюра Шмита также предназначена для вас. Прилагаемый маленький запечатанный пакет я прошу вас любезно передать нашему дорогому Р. Р. фон Б.

Письмо достойного В. Лотцбека доставило мне удовольствие. Путь Бог даст вам большую удачу — таково желание Вашего друга,

С. Ганеман.

Кётен, 6 января 1832 года».

Продолжение здесь 

Комментариев нет:

Отправить комментарий