воскресенье, 5 ноября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 65

 Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 64 здесь.

(Перевод З. Дымент) 

Глава 65. Завещание Ганемана

Насколько можно судить сейчас по этому поводу, кажется весьма вероятным, что мадемуазель Э'рвильи Гойе вышла замуж за Ганемана не из корыстных побуждений. У нее были свои деньги, она была из превосходной семьи.

Несомненно, у нее были чудачества, столь свойственные гению, и, поняв это, многое становится ясным в ее поступках.

О том, что она была бескорыстна, можно судить по тому факту, что она настояла на том, чтобы Ганеман перед отъездом из Германии составил завещание и отдал все, чем он тогда владел, своим детям, хотя впоследствии это было использовано как аргумент в пользу ее алчности.

Мелани Гойе

Ниже приводится копия этого документа:

Завещание Ганемана

«Во имя Бога. Аминь.

Хотя 16 сентября 1834 года я составил завещание и должным образом сдал его на хранение герцогскому правительству, хотя я также с целью избежать всякого рода споров относительно моей собственности между членами моей семьи и желая дожить до последнего дни моей жизни в спокойном мире и покое, 17 февраля прошлого года я разделил почти все свое состояние между детьми; однако после тщательного размышления я обнаружил, что именно эти склонности (которые в некоторых отношениях противоречат сами себе) могут породить ошибки и недоразумения, а также вследствие моей предполагаемой поездки в Париж, откуда совершенно невозможно сказать, когда, если вообще когда-нибудь, я вернусь еще раз, мои взгляды и намерения изменились в некоторых пунктах; поэтому настоящим я отменяю и аннулирую свое первое завещание и помещаю вместо него настоящее завещание, которое содержит все мои пожелания относительно моего имущества и других вопросов.

1. Прежде всего я предаю свою бессмертную душу благодати и милости Божией, в твердой вере, что этот самый высокий и могущественный Руководитель моих судеб позволит ей участвовать в Своей небесной славе.

Мои бренные останки будут оставлены моей горячо любимой жене, которая одна будет выбирать место погребения и способ похорон по своему выбору, никем не ограниченному; но если кто-то из моих детей или внуков осмелится помешать ее указаниям, он будет немедленно наказан потерей половины всего своего наследства.

2. Все мое имущество, состоящее из 9 000 фунтов наличными, двух домов на Вальштрассе в этом городе, некоторых ценностей и мебели, должно быть разделено поровну, но при определенных условиях в дальнейшем оно будет упомянуто среди членов моя семья, а также всех детей, которые могут родиться от моего нынешнего брака.

3. Как упоминалось выше, 17 февраля я распорядился почти всем своим имуществом по договору дарения моим детям, дав каждому из них сумму в 900 фунтов стерлингов, при соблюдении определенных условий, специально указанных в вышеупомянутом документе.

Этот дарственный акт должен оставаться в силе в настоящее время, поскольку моя воля не изменяет его, но я заявляю при этом самым решительным образом, что, чтобы не связывать себя им, этот документ не был передан моим детям для их одобрения и, следовательно, не имеет обязательного характера для обеих сторон, а содержит только мое собственное распоряжение моей собственностью, соглашение, которое я заключил исключительно с целью оказания моим детям при моей жизни некоторой помощи.

Следовательно, оно не является безотзывным, но может быть в любое время, по моему мнению, изменено или отменено.

4. Если будет неоспоримо установлено, что мой сын Фредерик умер раньше меня, то вместо него должна быть поставлена его дочь, а если она умерла бездетной до моей кончины, то ее доля, а также доля всех других, которые, возможно, умерли бесплодно до моей кончины, вернется в общее имущество.

5. Я оставляю в качестве особого наследства двум моим младшим дочерям, Шарлотте и Луизе, в совместное пользование, мой дом по адресу Вальштрассе, 270 в этом городе, свободный от всех долгов и ипотечных кредитов, чтобы они могли вступить во владение им сразу же после моей смерти.

Точно так же я завещаю моей дочери Амалии в награду за ее постоянную дочернюю привязанность и преданность мой дом, 269 по Вальштрассе, в этом городе, в ее единоличное и абсолютное пользование, без каких-либо обременений, за исключением разрешения ее сестре Элеоноре, если она будет вдова и пожелает жить в Кётене, пользоваться комнатой в указанном доме или вместо нее суммой в двадцать талеров, по выбору наследницы. 

6. Золотую табакерку с бриллиантовой буквой F, которую подарил мне покойный герцог Фердинанд, я настоящим завещаю моему отсутствующему сыну Фридриху, если он будет еще жив, в противном случае его дочь получит ее, как и другие части наследства ее отца.

Все остальные ценные вещи и движимые вещи, принадлежащие мне, уже большей частью разделены между моими детьми еще при моей жизни по особому дарственному акту.

Списки, содержащие те вещи, которые каждый из моих наследников получил или должен получить, подписаны моим именем и помечены соответственно A, B, C, D, F, G, H и приложены к настоящему завещанию.

7. Что касается дома, который я завещал двум моим младшим дочерям, я должен особо заявить, что, если одна из них умрет раньше меня, другая немедленно вступит во владение им. Если обе будут живы на момент смерти, после моей смерти они вольны распорядиться всем своим наследием по своей собственной воле.

8. Все те предметы моего имущества, которые не были упомянуты и не распоряжены ни в этом завещании, ни в прилагаемых списках, принадлежат к общему владению и должны быть разделены поровну между моими наследниками; но все другое имущество, которое я беру с собой в Париж, не принадлежит к общему владению и будет отчуждено в дальнейшем.

9. Подарки и приданое, которые некоторые из моих детей получили при моей жизни, не подлежат счету.

10. Все записи, написанные и подписанные моей собственной рукой, моим именем, которые могут быть найдены после моей смерти среди моих бумаг, распоряжения вещами или передачи наследства или другого имущества моим друзьям, должны рассматриваться как дополнения, и это будет в равной степени обязательным для моих наследников.

11. Я надеюсь, что все мои наследники признают в этих договоренностях мою отцовскую привязанность, так как она во многом будет способствовать моему комфорту в последние дни моей жизни. Но если кто-либо из моей семьи, вопреки всем ожиданиям, не будет удовлетворен моим последним завещанием, и если он начнет судебный иск по этому поводу, он должен сразу потерять половину всего своего наследства.

12. Накануне моего отъезда в Париж, где вдали от страны, в которой мне пришлось так много страдать, я, вероятно, останусь и где надеюсь найти с любимой женой тот покой и счастье, ради которых мой желанный брак будет достаточной гарантией, я заявляю, что я разделил почти все свое имущество между моими детьми исключительно по особому желанию моей жены, что является доказательством ее благородного бескорыстия; ей мои дети обязаны тем, что они получили почти все мое состояние, которое я приобрел с таким трудом и напряжением, но которым я никогда не мог спокойно наслаждаться.

Я зарезервировал для себя лишь небольшую сумму в 2000 фунтов стерлингов и, по особому желанию жены, возьму с собой в Париж только свое белье, одежду, библиотеку, лекарства и несколько ценных вещей, таких как часы и перстень с печаткой. 

Мне сейчас восемьдесят первый год, и я, естественно, желаю наконец отдохнуть и отказаться от всей медицинской практики, которая в настоящее время слишком обременительна для меня.

Поэтому я отказываюсь от всякого намерения увеличить свое состояние и отказываюсь от всех дальнейших доходов, в которых я не нуждаюсь, поскольку я достаточно обеспечил свою семью.

Испытывая глубокую благодарность к моей жене за все счастье, которое она мне подарила. Она побудила меня распределить мое имущество между моими детьми (таким образом обеспечив им независимое существование), даровав им  счастье и комфорт, и я еперь считаю своим священным долгом позаботиться о том, чтобы будущий мир и счастье этой любезнейшей жены были обеспечены.

Чтобы оградить ее от любых несправедливых претензий, которые могут быть предъявлены членами моей многочисленной семьи, — действий, которые показали бы только преступный злой умысел или грязную корысть, я приказываю, чтобы она сохраняла без всякого исключения все вещи, которые я беру с собой в Париж ; я запрещаю ставить печати на ее доме, когда я умру, или проводить инвентаризацию, или требовать какого-либо описания; короче говоря, я желаю, чтобы имущество моей жены оставалось неразделенным навсегда моей семьей, которая не имеет к ней никаких претензий, а скорее должна благословить ее за ее благородное бескорыстие.

Но если среди моих детей найдется человек, столь недостойный, чтобы осмелиться хоть малейшим образом беспокоить мою любимую жену, он должен немедленно потерять половину всего своего наследства; и если все мои наследники окажутся непослушными и непокорными и сообща, вопреки моему приказанию, каким-либо образом пристанут к своей мачехе, то все без исключения лишаются половины своего наследства.

В таком случае я прошу герцогское правительство применить эти штрафы по своему выбору на какую-нибудь благотворительную цель.

13. Если моя нынешняя жена родит мне детей, то этот ребенок или дети, естественно, будут иметь те же права на мое имущество, что и дети от моего первого брака. Наконец, я прошу мое правительство позаботиться о том, чтобы мое завещание было добросовестно выполнено.

Передано мне для подписи и печати.

Христиан Фридрих  Самуэль Ганеман. 

Кётен, 2 июня 1835 года».

Списки с пометкой A, B, C, D, F, G, H содержат перечень движимого и недвижимого имущества. В списке G он подарил своей младшей дочери Луизе книги, содержащие истории всех его пациентов, тщательно написанные его собственной рукой.

Когда Ганеман пробыл в Париже совсем недолго и начал активную практику, он почувствовал потребность в этих книгах и попросил у Луизы их взаймы, торжественно обещая, что они будут возвращены ей немедленно после его смерти.

Хотя после этого события мадам Ганеман были поданы просьбы об их возвращении, она отказалась их вернуть. 

Продолжение здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий