четверг, 2 ноября 2023 г.

Томас Линдсли Брэдфорд, «Жизнь и письма доктора Самуэля Ганемана», глава 62

Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt    

Глава 61 здесь.

(Перевод З. Дымент) 

Глава 62. Мадемуазель д'Эрвильи — Второй брак — Романтические истории о невесте

Вот мы и подошли к романтическому эпизоду из жизни этого замечательного человека. В восемьдесят лет он женился на тридцатипятилетней.

После смерти жены — спутницы своей юности — он продолжал очень тихо жить в доме в Кётене, под хорошей опекой своих дочерей, посвящая все свое время своей обширной практике и удовольствиям своих медицинских исследований.

Во второй половине 1834 года мадемуазель Мелани д'Эрвилли Гойе, приемная дочь Луи Жерома Гойе, министра юстиции и президента Исполнительной дирекции Французской Республики во время 18 брюмера (1799 г.), услышав о практике Ганемана как врача прибыла в Кётен, чтобы извлечь из этого пользу.

Портрет Самуэля Ганемана, выполненный Мари Меланией Готье Ганеман
Париж, 1838 г. 


Гойе был известным французским художником из хорошей семьи, с независимым состоянием, в это время совершал турне по Германии.

В чем заключалась жалоба на здоровье Мелани д'Эрвилли Гойе, похоже, не очень ясно. Говорили, что это было какое-то заболевание легких, а также и то, что заболела мать женщины, а не она сама.

Однако Мелани была настолько впечатлена огромными сокровищами ума Ганемана, а он был настолько доволен ее достоинствами, что попросил ее разделить с ним свою жизнь.

Хартманн говорит: 

«Высокое уважение их друг к другу способствовало этому желаию и его осуществлению, никакой корыстный интерес не вел к этой связи, поскольку его жена происходила из хорошей и богатой семьи и самостоятельно распоряжалась своим богатством».

Итак, 28 января 1835 года они поженились в Кётене.

Свадебное путешествие совершили в Лейпциг.

Альбрехт говорит: 

«В качестве жениха он отправился в Лейпциг в сопровождении невесты и дочерей. 

Здесь он устроил в отеле "Полонь" праздничный прощальный банкет для своих учеников и беседовал с ними о новой системе медицины.

Тем временем гомеопатия получила распространение в Париже, как и во многих других местах.

Зимой 1834-1835 годов доктор Леон Симон-отец прочитал курс лекций по принципам гомеопатии.

Эти лекции были опубликованы под названием: «Уроки гомеопатической медицины. Париж. Бальер, 1835».

Первая лекция курса была прочитана 26 января 1835 года в Королевском Атенеуме.

В 1834 году в Париже было организовано гомеопатическое общество, получившее название «Институт гомеопатии».

В том же году журнал был создан Journal de Ia Médecine Homoeopathique под редакцией доктора Леона Симона-отца и Кюри-отца. 

Доктор Журдан в 1834 году начал публиковать «Архивы гомеопатической медицины».

Среди наград, которые Ганеман получил в это время, была награда от нового гомеопатического колледжа в далекой Пенсильвании, в Соединенных Штатах.

В свой день рождения, 10 апреля 1835 года, Ганеман был избран почетным членом совета директоров Североамериканской академии гомеопатии в Аллентауне, штат Пенсильвания.

Жена Ганемана получила несколько позже почетную грамоту от того же учреждения. 

В 1835 году врачи-гомеопаты Парижа через Галликанское медицинское общество запросили у министра народного просвещения Франции разрешение на открытие гомеопатических диспансеров и больницы в Париже.

Запрос министр направил во Французскую медицинскую академию.

Ганеман, увидев этот факт во французском Moniteur, обратился к министру с письмом из Кётена 13 февраля 1835 года, прося его проконсультироваться с гомеопатическим обществом для получения информации. Среди прочего он говорит

«Благосостояние человечества интересует меня слишком сильно, чтобы я мог позволить себе хранить молчание перед вопросом такой важности.

Все системы медицины, изобретенные до сих пор, рассматривают болезни как способные материально вытесниться насильственными средствами, ослабляющую жизненную силу с помощью кровопускания и опорожнения всех видов.

Гомеопатия, напротив, динамично воздействуя на жизненные силы, уничтожает болезни мягким, неуловимым  и долговечным образом.

Следовательно, это не просто гениальное изобретение, умелое сочетание, дающее более или менее полезные результаты при его применении, но это принцип вечной природы, единственный, способный вернуть человеку утраченное здоровье».

Можно констатировать, что ходатайство не было удовлетворено французскими властями. Это письмо, написанное через месяц после свадьбы, указывает на то, что старик уже смотрел в сторону Парижа и интересовался будущим гомеопатии в этом городе.

Мадам Ганеман хотела вернуться в Париж, и Ганеман, похоже, не возражал против того, чтобы оставить свой собственный дом.

Этот план, должно быть, был принят вскоре после свадьбы, если не раньше, поскольку Альбрехт говорит о прощальном ужине с учениками в Лейпциге.

Было опубликовано очень много разнообразных отчетов об этом периоде жизни Ганемана. Утверждается, что когда мадемуазель Гойе впервые посетила Кётен, она была одета в мужскую одежду.

Вероятно, это правда. Друзья мадам Ганеман признают это. Этот факт оправдывается тем, что в то время это не было редкостью.

С 1824 года среди женщин вошло в моду одеваться в мужской костюм.

Сью, писательница, говорит, что в 1824 году, по оценкам, не менее 2000 женщин в Париже имели привычку носить брюки.

Это никоим образом не считалось доказательством отсутствия хорошего характера, и никто ни на мгновение не усомнился в том, что мадемуазель д'Эрвильи была чистосердечной женщиной.

Г-н Санчес, французский джентльмен, в письме редактору «Британского гомеопатического журнала» в 1878 году, вскоре после смерти мадам Ганеман, говорит: 

«Мадемуазель Мари Мелани д’Эрвильи меняла женскую одежду на мужскую только тогда, когда действовала как  художницей и отправлялась одна за город, чтобы зарисовать красивые виды и пейзажи.

Ношение мужских нарядов женщинами и девушками-художницами, когда они собираются установить мольберт в укромном месте, чтобы продолжить свое художественное образование, является не только общепризнанной привычкой во Франции, но и в каком-то смысле обязательной для них».

Говорят, что великая французская художница Роза Бонер никогда не одевалась иначе во время своих поездок для рисования.

Рассказывали и такую историю:

«Мадемуазель Гойе прибыла в Кётен вечером, одетая в мужскую одежду, и остановилась на ночлег в отеле "Централ". Поскольку было уже поздно, когда она пришла, на молодого незнакомца не обратили особого внимания, и она удалилась в свою комнату.

Прикрепленный к отелю цирюльник, как это было там принято, утром пришел узнать, не хочет ли джентльмен побриться, и был очень удивлен, войдя в спальню, обнаружив вместо молодого француза, которого он ожидал увидеть, элегантную даму, зашнуровывающую шнурки».

В статье в «Гомеопатическом мире» от 1 августа 1878 года, написанной «родственником семьи», говорится, что:

«Имя и слава Ганемана уже получили всемирную известность, когда он потерял свою первую жену, которая была для него настоящим сокровищем.

Молодой француженке вдруг пришла в голову мысль посвататься к знатному вдовцу, выйти за него замуж и привезти его в Париж, где она наверняка нажила бы состояние, если бы добрая судьба только благоволила ее планам.

Поэтому в 1835 году она отправилась в утомительное путешествие из Парижа в Кётен и прибыла однажды вечером, одетая в мужскую одежду.

Велико было удивление, когда утром в гостинице обнаружилось, что вечерний молодой француз превратился в хорошо одетую и красивую женщину.

Она сразу же навела подробные справки о привычках нашего учителя и, получив достаточную информацию, отправилась прямо в резиденцию Ганемана с целью, как она утверждала, посоветоваться с ним о себе».

После смерти мадам Ганеман в 1878 году обстоятельства жизни Ганемана довольно подробно обсуждались в британских и французских гомеопатических журналах.

Однако общепризнано, что, какова бы ни была первая встреча, вторая жена Ганемана сделала последние годы его жизни очень счастливыми.

Так Альбрехт пишет о мадемуазель д'Эрвильи Гойе: 

«Мы намеренно ограничиваемся тем немногим, что имеется в рукописи о Мелани.

Мелани, которая была второй маркизой Дюдеван (настоящее имя писательницы, имевшей псевдоним Жорж Санд) по интеллектуальным способностям, научилась верховой езде и плаванию и страстно любила эти физические занятия. 

Она владела всеми видами оружия и умела обращаться с ними действительно по-спортивному. Она училась в школе живописи и посещала анатомический кабинет.

Однажды во время посещения Парижской биржи она узнала, что Ганеман был избран  президентом медицинского факультета Нью-Йорка. Тогда она сразу сказала себе:

"Я должна отправиться туда, где живет этот человек, я должна это расследовать. Это ее собственные слова. Следуя собственному желанию, она большую часть времени ходила в мужской одежде. Ганеман, имевший сильные моральные взгляды, не мог одобрить такое поведение и выступил против этого.

Но как он мог этому противостоять? После свадьбы они как отец и сын отправились из Кетена в Париж.

Она имела обыкновение говорить: "Я предпочитаю общаться с мужчинами, потому что ни одно разумное слово нельзя адресовать женщине". Любопытно, что известны  следующие подробности:

"Отцом второй жены Ганемана был художник из Саксонии, слепой и нищий. Ганеман взял его к себе домой, чтобы позаботиться о нем .Ее мать тяжело страдала от подагры. У нее был брат, торговец в Нью-Йорке». 

Продолжение здесь.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий