Перевод первой части интервью здесь.Перевод второй части интервью здесь.
Перевод третьей части здесь.
Ян Схолтен отвечает на вопросы Дэвида Нортмана (часть 4)
(Перевод Зои Дымент)
***
В заключительной части интервью Ян Схолтен поделился своими взглядами на мир
в свете своих гомеопатических открытий:
• Западная и восточная наука вместе охватывают как внешний,
так и внутренний мир.
• Основная модель реальности, полученная при изучении
минеральной и растительной системы.
• Традиционная религия & духовность.
• Случайность & смысл и детерминизм.
• Данные парапсихологии и ее отклонение от основной науки.
***
Д.: Что вы можете
сказать о своих метафизических убеждениях или взглядах на основе вашего опыта в
гомеопатии?
Ян: Для меня
наука – это попытка познать мир. Как внешний мир, так и внутренний. Для меня
нет предела того, что я хочу понять: я хочу, чтобы мы поняли всё, я хочу понять
себя. Красота гомеопатии для меня в том, что я узнаю много нового о себе,
потому что то, что я вижу у своих пациентов, есть и у меня в большей или
меньшей степени. Я многое понял во время своей работы, потому что я вижу эти
Серии и Стадии и Фазы и внутри себя тоже. Откуда все это появляется... вот в
чем вопрос. Но я думаю, что в основе этого буддизм... его часто называют
религией, но это не так: буддизм – это наука о том, как открыть себя, для этого
вы медитируете и проникаете вовнутрь. Потому что так важно знать, кто вы,
потому что это – отправная точка всего опыта. Если вы не знаете, кто вы, вы не
знаете, каков ваш опыт; всегда вопрос в вас. Так что наука – попытка понять ядро,
суть. Вы это также видите в физике: они хотят создать или открыть универсальный
закон, один единственный, охватывающий все.
Д.: И все же этот
закон каким-то образом полностью исключает сознание и внутренний мир.
Ян: Вот почему
они не могут его найти: сначала они что-то исключают, а потом хотят охватить
всё. Это невозможно.
Д.: Верно.
Ян: Наше главное преимущество в том, что мы серьезно
относимся к внутреннему миру. Вы знаете, во многих науках, и также в медицине, разум
– это просто продукт мозга или что-то подо6ное, ну, что-то в некотором смысле
смешное. Даже те люди, которые так говорят, сами в это не верят. Но это так
сильно ограничивает науку, а в гомеопатии у нас нет этого ограничения, мы
относимся к этому серьезно. И это наше большое преимущество, потому что при
этом открывается целый новый мир, и мы можем это использовать. И я думаю, что
это очень важный мир для живых существ. Ограничивать себя материей полезно для
физики и химии, но не для медицины или биологии.
Д.: Верно, а теперь вы
занимаетесь наукой о духе?
Ян: Да. Дух является очень важной частью живых существ.
Д.: Верно. Но даже
помимо этого, дух лежит в основе физической вселенной, в соответствии с тем, на
что мы смотрим.
Ян: Потому что картина та же.
Д.: Хм. Ваше
утверждение о том, что эволюционное дерево растительного царства разветвляется
подобно минеральному, весьма поразительно и, возможно, меняет парадигму, потому
что вы утверждаете, что существуют
фундаментальные, если хотите, энергетические или духовные отношения, которые
связывают минеральное и растительное царства, что это не отдельные творения,
так сказать. И еще кое-что из этого можно извлечь: хотя эволюция растений,
по-видимому, является неограниченной во времени и случайной, на самом деле вы
можете предполагать, или теория может подразумевать, что некоторые растения
заполняют существующие ранее природные ниши, – то, что называется Принципом
полноты, так называемого принципа полноты, – каким-то образом все потенциальные
возможности существования фактически заполняются развитыми существами,
веществами или растениями. Вы можете немного поговорить об этом?
Ян: Как я понимаю, все появляется не из ничего, это не
простая случайность, а Творения. Конечно,
в каком-то смысле это бесконечный процесс, потому что могут возникать
вариации вариаций. В этом есть некоторая неограниченность, но существует также базовый
фон, который не является полностью произвольным, в нем используются уже
имеющиеся базовые шаблоны, и они дают суть растительного царства. Поэтому
существует сходство минерального и растительного царства, и я думаю, что в царстве животных вы найдете
более или менее то же самое, хотя в другой форме, потому что животные отличаются.
Но я думаю, что вы можете провести классификацию животного царства или чего-то
подобного с помощью Серий, Стадий и Фаз, хотя, возможно, вам потребуется что-то
еще, но я пока не знаю этого.
Д.: Но вы
предполагаете, что растения чуть ли не знают, так сказать, что в природе есть
Фазы, которые они должны заполнить? Другими словами, что бесконечный процесс как-то
еще следует определенной матрице?
Ян: Да, существует матрица. Знаете, даже когда мы ничего не
знаем о гравитации, мы все равно подчиняемся ей... когда мы падаем, это
происходит, даже если мы ничего о гравитации не слышали. Вы знаете, есть
базовые шаблоны, лежащие в основе. Это Творение, это не…есть шаблон в Творении,
это логично. Я верю в логику Творения.
Красота в
том, что когда вы смотрите на классификацию, подобную APG или какую-то другую,
нет никакой ценности, связанной с ней, нет никакого смысла, связанной с ней. Но
с Сериями, Стадиями и Фазами все это имеет смысл: в этом есть смысл, который
выводит всё на другой уровень понимания.
Д.: А что вы думаете
о том, что болезненные состояния человека каким-то образом соответствуют
состояниям различных веществ во Вселенной? Другими словами, кажется, что мы
каким-то образом резонируем с различными вещами, независимо от того, содержатся
они в нас физически или нет. Как это происходит?
Ян: Это хороший вопрос. На самом деле, мы интуитивно связаны
со всем. И поэтому мы… когда вы чувствуете растение или видите растение, тогда
из резонанса вы понимаете, что есть нечто, также связанное с вами.
Д.: Но почему...
Почему у нас есть болезненные состояния, которые соответствуют чему-то? Почему
не может быть просто болезненного состояния, которое не соответствует ни одному
веществу?
Ян: Потому что у нас есть определенные шаблоны. Вы знаете,
это не растение, это шаблон образа жизни, и мы можем оказаться в любом состоянии
– у нас есть такая возможность. И это всего лишь шаблоны, способы
существования, и они также присутствуют в природе, и растение также соответствует
такому шаблону. Так что мы не ссылаемся на растение, мы ссылаемся на шаблон.
Д.: Всегда есть
шаблон, лежащий в основе.
Ян: Да. И в этом вся идея Творения, прихода в жизнь и вновь
умирания, на определенном уровне базового шаблона… Если вдуматься на самом деле:
Что есть, кроме этого? Ничего! Все
приходит и уходит в разных формах, на разных уровнях, но всегда что-то приходит
и уходит, и всё это продолжается. А цикл может быть и длинным, и коротким, каким
угодно.
Д.: Это напоминает
восточную философию, во многом, и как-то все связывает вместе.
Ян: Общая идея философии, что она – просто теория, не верна. Восточная философия вообще не является
философией в том смысле, в каком мы рассматриваем западную философию. Западная
философия – более или менее теоретизирование, в то вр6емя как восточная
философия – это опыт нашего внутреннего мира. И это не философия, это наука.
Д.: Верно, ну, если
хотите, сравним восточную науку и западную науку.
Ян: Да. Это наука о внутреннем мире, в то время как западная
наука – о внешнем мире, и обе хороши. И лучше всего – их комбинация.
Д.: А как вы считаете,
где, исторически, произошел отрыв от внутреннего мира… Когда это произошло, при
каких обстоятельствах?
Ян: Это хороший вопрос.
Это случилось
в нашей западной культуре лет сто-двести тому назад, но остальной мир, его
основное направление, это не приняли, и большинство людей не верят в нее. Вы
знаете, большинство людей настроены очень духовно и очень интуитивно.
Д.: Хорошо. Но у нее
есть прочные корни… Они появились еще до возникновения науки.
Ян: Отчуждение произошло при создании больших религий, а
большие религии связаны с властью. И поскольку они связаны с властью, они
начали разрушать реальность, то, что существовало на самом деле, настоящую
религию. Они использовали религию, чтобы установить свою власть, заставить
людей бояться ада, или боли, или наказания, загробной жизни и т. п.
Д.: Но почему это
потребовало отчуждения от внутреннего мира?
Ян: Потому
что они к этому стремились, это делало вас слабым, это делало вас зависимым. Вы
стали зависеть от Бога, но это был не ваш Бог, это был их Бог.
Д.: Когда человек связан
с духовным миром, он связан с собой и силён.
Ян: Да. Так что, в каком-то смысле, материально-научная
революция, как вы понимаете, с одной стороны, была хорошей вещью, так как
вернула силу и попыталась обнаружить реальность. Но когда они этого добились,
они потеряли целиком внутренний мир.
Д.: Упростили все,
сделали мир более поддающимся?
Ян: Да. Это разновидность догматизма – я не знаю, что хуже, –
но, возможно, это требовалось для эволюции. И в смысле человечества – мы стали
одним человечеством, одним большим организмом. Это значит… придя к этому, мы
нуждаемся в сотрудничестве. Мы должны перейти к этому. Для этого нужны качества
Лантаноидов… В качествах Лантаноидов мы видим человечество как одно целое.
Д.: Так что
следующий шаг – некий синтез, воссоздание внутреннего мира?
Ян: Да. Это
только начало, вы знаете, как… многие люди многие люди на Западе медитируют, практикуют
осознанность, буддизм и тп. Так что это уже просачивается. Но пока это не
основное течение.
Д.: Понятно.
Ян: Потому
что люди чувствуют, что есть нечто, вы знаете… Например, Руперт Шелдрейк исследовал
это, интуицию и т. п. И большинство людей имеют духовный опыт, более 80–90 %, в
виде интуиции, или телепатии, или контакта с мертвыми, в разной форме. Так что
это очень обычно, но все равно отрицается. Конечно, они говорят: «А, это просто
фантазия!». Но Руперт провел эксперименты, чтобы показать, что это не фантазия,
понимаете, там статистические доказательства. Но и это отрицается. Есть один
человек, Радин, он выполнил мета-анализ всех этих исследований. И там
вероятность – 1 на триллион триллионов…
Д.: Того, что это
неверно.
Ян: …да, это доказано научно, вне всякого
сомнения.
Д.: Да, хотя это вновь отрицается, это
явление отвергнутой науки.
Ян: Это очень странно.
Д.: Да, я согласен.
Ян: Это очень ненаучно. Удивительно наблюдать за тем, что
имеются определенные состояния, в которые мы попадаем и застреваем. Например, в
одной семье двое детей, и у одного вся жизнь проблемы с отцом, а у другого с
отцом нет никаких проблем. Тут нечто особенное: проблемы создает не только
отец, но и сын. Это комбинация их. Но дети, рожденные без наследственных
болезней, а оба сына не унаследовали никакую болезнь, – есть идея, что дети
рождаются невинными… чистыми. И есть идея в нашей культуре, что при
материальном рождении вы чисты. Но каждая мать и каждый отец знают, если у них
есть несколько детей, что каждый родился в своем особом состоянии. Так что это
неверно. Опыт людей эту идею опровергает. Но от этого опыта, от такого способа
мышления приходится отказаться, потому что он не соответствует нашей парадигме.
И это странный взгляд на жизнь.
Д.: А человек, который
рожден с серьезной болезнью: что он перенес или почему это произошло?
Ян: Это никогда не известно.
Д.: А не можем ли
мы смотреть на это как генетическую случайность, например? Один из видов ее,
естественная неадекватность в жизненном
механизме?
Ян: Но проблема в том, что когда вы называете это
случайностью, вы ведете себя так, как будто у вас есть объяснение, но на самом
деле вы не знаете причину.
Д.: Да, вы можете
сказать, что это случайность.
Ян: Да, но это не объяснение. Вот что я могу сказать: случайность
означает, что вы не можете это
объяснить. Может быть, это и не случайность. Но если вы не знаете, что в основе,
все кажется вам случайным. Непонимание делает все случайным.
Д.: Да. Мне кажется, что
у вас есть основополагающее убеждение или вера, что Вселенная полна, то есть,
что нет… ну, почти нет места для случайных событий?
Ян: Ну, имеется место для случайных событий, но не вполне случайных.
Но я думаю, что особенное значение имеют самые заметные вещи. И я думаю, их
значение в том, чему вы от них учитесь. Но как, когда и почему, это отличается
для каждого.
Д.: Да.
Ян: Проблема в том, что со случайным вы никогда не знаете,
это действительно случайное или нет. Например, проведен отличный эксперимент: нормальная
скорость распада атомов, радиоактивных атомов, фиксирована – время полураспада
составляет два года, или две минуты, или две секунды.
Д.: И в этих рамках это
рассматривается как случайное событие.
Ян: Это совершенно случайное событие. Но они провели
эксперименты, в которых некий экстрасенс, сильный, известный, влиял на это, и
он мог уменьшить или увеличить время полураспада на 10, 20, 30 процентов. Так
что такое случайность?
Д.: Да, если это
подвержено внешнему влиянию, это не…
Ян: И, конечно, очень многие люди говорят: да, но это
фэйк. Они даже не смотрят на это, но они измерили это.
Д.: Да, весь мир
парапсихологии захватывающий.
Ян: Но сверхъестественно то, что в физике известно, что
сознание влияет на эксперимент – вот что они показали.
Д.: Да, но они не хотят
заходить так далеко.
Ян: Предполагается, что это событие совершенно случайно. Но в
эксперименте это не так: оно не полностью случайно, на него можно
воздействовать. Это означает, что происходит нечто, что наша наука еще не
поняла.
Д.: Да, Ян, большое-пребольшое
вам спасибо, за то что нашли время поделиться вашими мыслями и трудом вашей жизни.
И спасибо вам от всего гомеопатического сообщества за то, что вы сделали. И я
надеюсь, что вы продолжите придумывать новые идеи, проверять их и расширять наш
взгляд на то, что такое гомеопатия и какой она может стать в будущем.
Ян: Спасибо, с удовольствием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий