J intgr Stand Homeopathy 2020; 3 (4): 82-7
Доктор Кумар М. Дхавале, Индия
(Перевод З. Дымент) )
Абстракт
Гомеопатическое медицинское образование оказалось на
перепутье, особенно в нынешнюю эпоху COVID-19. Гомеопатия подтвердила свою
репутацию эффективного вмешательства в прошлые эпидемии; однако на этот раз мы
оказались в некоторой неопределенности, попав под власть доминирующего
медицинского истеблишмента. Мы можем выйти из этого сценария, обратившись к
здравым принципам, провозглашенным нашим Учителем, доктором Ганеманом, но не
уклоняясь от значительных достижений, достигнутых в мире медицинского
образования. Потребности страны в области здравоохранения значительно
изменились; изменения после COVID-19, вероятно, будут далеко идущими. Нынешняя
обстановка, в которой была принята Национальная политика в области образования
до 2020 года и принят Парламентом Закон о Национальной комиссии по гомеопатии,
благоприятствует кардинальным изменениям в нашей образовательной системе и
учебных заведениях. В этом концептуальном документе исследуется каждое из этих
направлений, а затем они сплетаются вместе, чтобы предложить академикам,
клиницистам и исследователям некоторые рекомендации, над которыми они должны
работать, чтобы оживить гомеопатическое образование в ближайшие годы.
Ключевые слова: гомеопатическое образование, основанный на
компетенции, результат на основе, интегрированное образование, Национальная
образовательная политика 2020, PubMed.
Вступление
Гомеопатическое образование в Индии, организованное в
соответствии с действующим законодательством, похоже, не привело к выпуску желаемого
количества качественных врачей-гомеопатов, способных решать проблемы здоровья
по всей стране. Доказательства, подтверждающие это, заключаются в низком уровне
квалификации практиков гомеопатии, выходящих из гомеопатических колледжей.
Качество диссертаций, подготовленных аспирантами, часто бывает низким.
Существует нехватка докторских диссертаций по гомеопатии [1] Нехватка хороших клинических и исследовательских
работ, опубликованных в аккредитованных журналах в Индии, и нехватка
качественных исследовательских предложений, полученных от гомеопатических
учреждений Министерством AYUSH для заочных исследований, свидетельствует о том,
что все не так правильно и в области гомеопатических исследований [2, 3]. Хорошо, что CCRH инициировал исследовательские
стипендии для студентов, используемые в некоторых колледжах [4]. Некоторые университеты поддержали исследования
бакалавров [5] Однако очень немногие колледжи
осмелились опубликовать результаты исследований на уровне бакалавриата [6]. Министерство AYUSH и CCRH, Нью-Дели, выступили
с инициативой, продвигая роль гомеопатии в качестве средства помощи в борьбе с
пандемией COVID-19. Теперь мы ждем результатов этих вмешательств.
Нам необходимо взглянуть на основы нашей собственной дисциплины и увидеть, с чем сталкивается медицинское образование во всем мире. Нам также необходимо обратить внимание на меняющиеся потребности страны в области здравоохранения, особенно в эпоху COVID-19. Получение этих знаний позволит нам прояснить цели, которые нам нужны, чтобы осуществить преобразование, на которое способна гомеопатия. Несомненно, изменения, ожидаемые в результате принятия Национальной политики в области образования (НЭП) 2020 года, окажут значительное влияние.
Размышления о принципах, лежащих в основе
гомеопатического образования
В первых шести афоризмах "Органона медицины" доктор Ганеман изложил фундаментальные принципы гомеопатического образования и обучения. В сочетании с основополагающим вкладом Ганемана, его «Малыми трудами», а именно работой «Медицинский наблюдатель» [7] и «О выборе семейного врача» [8], учение можно резюмировать следующим образом.
ТАБЛИЦА 1: Принципы обучения в первых шести параграфах "Органона"
Параграф |
Содержание |
Соответствие принципам современного образования |
1 |
Миссия врача |
Цель врача |
2 |
Высший идеал лечения |
Цели медицинского образования |
3, 4 |
Знание болезни, показаний к заболеваниям, лечебных сил, выбор
лекарства, правильная доза, факторы сохранения здоровья |
Концепции образования: учебный курс и программа |
5, 6 |
Установление причинно-следственной связи на разных уровнях, с заботой
о наблюдениях и методах построения картины болезни, эволюции методов и техник
обучения непредвзятого наблюдателя |
Тренировочные методы и техники |
Наши текущие усилия подробно описаны в пар. 3 и пар. 4. Кроме того, необходимо внедрить миссию в личную жизнь лица, осуществляющего уход, использовать разные методы интервью для понимания того, что беспокоит пациента. К сожалению, прогресс в методах обучения незначителен. Учреждения, которых оказывается помощь и которые могут быть продемонстрированы, а именно, больницы и общественные клиники, должны надежно функционировать и иметь достаточный объем документации, которую можно проверить. В настоящее время по всей стране очень мало гомеопатических больниц, аккредитованных NABH. Следовательно, у нас нет достоверных данных о состоянии систем, действующих в учебных больницах. Методы оценки, используемые на университетских экзаменах на уровне бакалавриата и аспирантуры, довольно просты, на самом деле они не оценивают и не удостоверяют клинические результаты в реальном времени.
Развитие мирового медицинского образования
Было бы уместно изучить достижения в мире современного
медицинского образования и технологий и отметить их актуальность для нас в
свете инструкций, предоставленных нашим мастером, доктором Ганеманом. Всемирная
конференция по медицинскому образованию (WCME) в 1988 г. опубликовала
Эдинбургскую декларацию (после шести региональных встреч по всему миру), чтобы
внести изменения в подход к медицинскому образованию во всем мире [9]. Она выдвинула 12 рекомендаций, из которых первые 7
также актуальны для гомеопатов, а остальные 5 адресованы политикам. Эти 7 рекомендаций
приведены ниже:
1.
Расширить диапазон учреждений, в которых
проводятся образовательные программы, чтобы включить в него все медицинские
ресурсы сообщества, а не только больницы.
2.
Убедиться, что содержание курса отражает
национальные приоритеты в области здравоохранения и наличие доступных ресурсов.
3.
Обеспечить непрерывность обучения на протяжении
всей жизни, смещение акцента с пассивных методов, так широко распространенных
сейчас, на более активное обучение, включая самостоятельное и независимое
обучение, а также обучение с наставником.
4.
Создать учебные программы и системы экзаменов, гарантирующие
достижение профессиональной компетентности и социальных ценностей, а не просто
сохранение и вспоминание информации.
5.
Обучать учителей как преподавателей, а не только
экспертов по содержанию, и поощрять достижения в образовании так же полно, как
достижения в биомедицинских исследованиях или в клинической практике.
6.
Дополнить инструкцию по ведению пациентов, уделяя
особое внимание укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
7. Содействовать интеграции образования с наукой и практикой, используя решение проблем в клинических условиях и в общинах в качестве основы для обучения.
Спустя 30 лет ведущий журнал в данной области Medical Education провёл обзор статуса этих рекомендаций. В серии статей некоторые выводы указывают на расстояние, которое необходимо преодолеть, чтобы реализовать намерения WCME. Бандиера с коллегами указали, что «добавление психологии, человеческой инженерии, антропологии и бизнеса в медицинское образование поможет создать поколение специалистов, лучше подготовленных для решения проблем, стоящих перед здравоохранением сегодня» [10]. Беркхаут с коллегами утверждают, что ключом к эффективному обучению на протяжении всей жизни является развитие и использование саморегулируемого обучения [11]. Ирби и О'Салливан утверждают, что, хотя учителей больше признают и награждают, чем 30 лет назад, все еще существуют большие различия [12].
Похоже, что наша образовательная система еще не решила большинство из вышеперечисленных проблем. Тем временем были разработаны две полезные инициативы, а именно: «Образование, ориентированное на результаты» [13], и «Инициативы, основанные на компетенции, для высшего и последипломного медицинского образования» [14, 15]. Выявлено существенное отличие этих двух подходов от существующей практики в желаемых конечных точках для выпускников (или аспирантов) и определены меры для терпеливого наращивания потенциала студентов до достижения желаемого уровня квалификации, который подтверждается сертификатом. Этот процесс встроен в формирующий процесс оценивания, который обеспечивает конструктивную обратную связь, позволяющую учащемуся продвигаться в темпе, который они считают подходящим для своего темперамента. В свете двух упомянутых выше инициатив становится абсолютно необходимым, чтобы мы уделили наше внимание качеству продукта, который мы производим для удовлетворения потребностей сообщества.
Сама UGC (универсальная компания по грантам) предложила подход к кредитной системе, основанной на выборе, для всего профессионального образования [16]. Это семестровая система с структурированием курсов в виде основных, факультативных и базовых курсов. Совершенно новый подход к медицинскому образованию, он одновременно сложный и полный огромных возможностей. Некоторые из лучших медицинских школ мирового класса используют эти идеи для продвижения своих учеников по карьерной лестнице, а Ламб и Мердок-Итен предложили план того, как можно действовать в осмыслении концептуализации и реализации факультативной программы [17].
КОМПЛЕКСНОЕ ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
До рекомендаций WCME 1988 года доктор М. Л. Дхавале много
работал над развитием концептуальной модели гомеопатического образования,
обучения и исследований, основываясь на своем опыте в качестве директора
бывшего Бомбейского гомеопатического колледжа и выполнения программ обучения в
ICR [18] Позже, будучи почетным директором благотворительных
учреждений отца Мюллера (1985–1986), он работал над идеей интегрированного
гомеопатического медицинского образования на уровне бакалавриата и начал
пилотный проект в Гомеопатическом медицинском колледже отца Мюллера в Мангалоре
[19]. Этот проект остался частично реализованным
в результате преждевременной кончины доктора.
Спустя годы некоторые из его идей были реализованы в Мемориальном гомеопатическом институте доктора М.Л. Дхавале, Палгар (последипломное образование) (2002–2018 гг.) и в Гомеопатическом медицинском колледже Малини Кишор Сангви, Карджан (студенты) (2008–2018 гг.), а также на семинарах по передовому опыту в образовании и на Международной конференции по гомеопатии в Колкате в 2010 г. [20]. Эта возможность была использована для составления учебной программы, основанной на компетенциях, по новому предмету: «Продвинутое преподавание практики основ гомеопатии», которое затем было принято MUHS, Нашик [21]. В будущем можно закрепить эту работу и развить новые перспективы. Придется поразмышлять и над серьезными мыслями, которые были вложены в разработку оперативных руководств.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТРАНЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В 2016 году журнал «Ланцет» опубликовал интересное
исследование, в котором были выявлены значительные изменения в заболеваемости в
Индии в период с 1990 по 2016 год [22].
Результаты поразительны. Пятью ведущими отдельными причинами инвалидности,
сокращающей здоровую жизнь в Индии, в 2016 году были
- ишемическая болезнь
сердца;
- хроническая обструктивная болезнь легких;
- диарейные заболевания;
- инфекции нижних дыхательных путей;
- цереброваскулярные заболевания.
Пятью ведущими факторами риска сокращения здоровой жизни
из-за инвалидности были
- недоедание у детей и матерей;
- загрязнение воздуха;
- диетические риски;
- высокое систолическое артериальное давление;
- высокий уровень глюкозы в плазме натощак.
Еще одним открытием были существенные различия в
распространении болезней между штатами с разным доходом на душу населения, что
привело к тому, что исследование назвало это «нации в пределах нации». Таким
образом, похоже, что студенту-медику, обучающемуся в Джаркханде или Ориссе –
штатах с низким доходом на душу населения, и студенту, обучающемуся в Керале
или Тамил Наду – штатах с более высоким экономическим положением, потребуется
изучать другую учебную программу, поскольку они, вероятно, столкнутся с разными
клиническими проблемами, когда попадут на практику.
Примерно в то же время другое исследование, опубликованное в «Ланцет. Психиатрия», посвященное распространенности психических заболеваний среди населения Индии, пришло к выводу, что почти каждый седьмой человек в Индии нуждался в каком-либо вмешательстве в области психического здоровья [23]. Это большое количество, учитывая, что все наши студенты прослушивают несколько бессвязных лекций о психических расстройствах и практически не сталкиваются с этими состояниями в амбулаторных отделениях. Более того, вероятно, что примерно 15 % их пациентов потребуют от них более глубокого знакомства с концепцией и лечением различных психических заболеваний.
Примечательно то, что наша учебная программа была
разработана без учета этого меняющегося бремени болезней со временем и по
регионам страны и не изменилась за последние 30 с лишним лет за счет внедрения достижений
в технологии медицинского образования. Необходимо учитывать изменения
экологических факторов, связанных с загрязнением / изменением климата /
глобализацией, и их влияние на здоровье, примером чего является продолжающаяся
пандемия COVID-19. Текущий сценарий требует подготовки к средне- и долгосрочным
последствиям, а также последствиям изменения образа жизни [24]. Эти события еще раз подчеркнули серьезную
важность общественного здравоохранения, мобилизации сообществ и передовых
методов профилактики для решения множества проблем, с которыми мы, вероятно,
столкнемся в будущем.
РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К ОЖИВЛЕНИЮ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внимательное изучение изложенного в статье выше укажет на необходимость пересмотреть многое, что мы делаем в нашей области. Сейчас сделаем попытку соотнести развитие современного медицинского образования с классической гомеопатической точкой зрения. Это поможет понять насущную необходимость преобразовать наше мышление и действия, чтобы идти в ногу с этими новыми инициативами [Таблица 2].
Таблица 2: Интеграция концепций "Органона" и
современного медицинского образования
№ |
Содержание |
Актуальность в современном образовании |
Рекомендации в инициативах в сфере медицинского образования |
1 |
Миссия врача |
Цель врача |
Привлечь внимание учащихся, познакомив их с широким кругом населения
под опекой преподавателей, которые руководствуются миссией и действуют на
учеников как образцы для подражания |
2 |
Высший идеал лечения |
Цели медицинского образования |
Воспитание критического мышления и принятия решений на основе фактов.
Содействовать профессиональной компетентности, привитию социальных ценностей,
коммуникативных навыков и лидерства в сообществе на основе концепций
медицинского образования, основанных на результатах и компетентности |
3 |
Знания о болезни, показаниях, лечебных свойствах, выборе лекарства,
правильной дозе, факторах сохранения здоровья |
Концепции образования: учебный курс и программа |
Расширьте образовательную среду, включив в нее в дополнение к
больничным учреждениям сообщество, где социальные переменные будут столь же
важны, как и медицинские. Учебный план должен отражать национальные
приоритеты в области здравоохранения и местные реалии. Следует уделять
повышенное внимание укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Необходимо интегрировать обучение теории и практики. Повышение
исследовательской направленности на уровне бакалавриата путем изменения
учебного плана и программы по выбору должно быть частью учебной программы |
4 |
Установление причинно-следственной связи на разных уровнях, с заботой
о наблюдениях и методах построения картины болезни, эволюции методов и техник
обучения непредвзятого наблюдателя |
Тренировочные методы и техники |
Принципы активного обучения, комплексный подход, самостоятельное и
независимое исследование, ведущее к обучению на протяжении всей жизни
Способствовать решению проблем в клинических условиях и в общинах |
Беглый взгляд на изложенное выше говорит нам о необходимости внести некоторые фундаментальные изменения в нашу текущую практику. Для начала этой работы доступны некоторые подробные инструкции.
Неизбежный вопрос: кто внесет эти далеко идущие изменения в наши учреждения?
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПЕРЕМЕН: ОБУЧЕННЫЕ УЧИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРЫ
Среди медиков давно существовало убеждение, что способность лечить равносильна способности учить. Заблуждение было признано достаточно рано во всем западном мире, и последствия этого распространились на нашу страну [25] В свете предложения Сингха и др., былой Медицинский совет Индии создал сложную систему подготовки преподавателей для медицинских колледжей, признав узловые и региональные центры медицинского образования и настояв на том, чтобы все преподаватели прошли базовые и подвинутые курсы в области медицинского образования. Создание функционального подразделения медицинского образования в каждом колледже стало необходимостью. Некоторые медицинские университеты серьезно подошли к этому вопросу и учредили программы повышения осведомленности и обучения в области медицинского образования и технологий. Тем не менее, идеология подготовки преподавателей недостаточно глубоко укоренилась в сознании академиков-гомеопатов. Официальная программа обучения, которая поможет в создании отделений медицинского образования во всех колледжах, должна устранить этот недостаток и помочь провести реформы, как это предлагается в вышеупомянутом документе.
Обычно учитель в индийском духе выполняет гораздо больше ролей, чем инструктор. Он действует как философ, друг и проводник. Гомеопаты всегда предоставляли этот статус нашему Учителю, – уважали его и пытались идти по его стопам - хотя иногда и в такой степени, которая не совсем желательна, отказываясь от нашей собственной мыслительной независимости. Тем не менее, важность того, чтобы учитель был образцом для подражания в отношении к миссии (параграф 1-й), нельзя преуменьшать. Потому что бремя внесения изменений будет лежать на плечах учителя. Следовательно, лидер должен стать лидером, и программы повышения квалификации преподавателей должны быть структурированы соответствующим образом.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ-2020 И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Нам повезло, что Национальная политика в образовании-2020
НОЭП-2020 [26] придала первостепенное значение роли учителя и
характеру взаимоотношений между учителями и учеником в преобразовании
образования в Индии. Это смелый документ, открывающий новые горизонты,
поскольку он основан на индийском этосе. Требования, которые он предъявляет к
педагогам и академикам, огромны.
В этом документе не только упомянуто многое из того, на что было указано выше, но также подчеркивается необходимость повышения осведомленности молодых специалистов в области здравоохранения относительно реальной потребности в нашем обществе в плюралистической медицинской помощи. Необходимо уважать все подходы к здравоохранению в нашей огромной стране, и документ смело призывает к внедрению интегрированного подхода на уровне бакалавриата, чтобы все поставщики медицинских услуг могли оценить вклад каждого подхода в сохранение и укрепление здоровья общества.
Самое главное, он предлагает желанную «легкую, но жесткую» нормативную базу, заменяющую нынешнюю систему, в которой доминируют инспекторы. Аудит и публичное раскрытие информации при поощрении инноваций намного предпочтительнее, чем система смирительной рубашки, лишающая динамизма, автономии, надлежащего управления и расширения возможностей здравоохранения.
ДОРОЖНАЯ КАРТА ВОЗРОЖДЕНИЯ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глядя на события, которые были кратко изложены выше, наш
окончательный подход будет прекрасной интеграцией шагов, которые мы
предприняли, а именно философии Ганемана, интегрированной с достижениями в
медицинском образовании и основами Национальной политики в образовании. Нам
нужно будет внести изменения в следующие области гомеопатического образования:
- Согласование целей гомеопатического образования с
потребностями национального здравоохранения сегодня и в последующее десятилетие.
- Определение результатов и компетенций на уровне бакалавриата
и аспирантуры, которые врач-гомеопат должен приобрести для выполнения
вышеуказанного.
- Структурирование программы бакалавриата и аспирантуры, что
постепенно приведет к развитию у студента компетенций, определенных выше.
- Определение образовательных методологий в соответствии с
развивающимися компетенциями в различных областях
- Переопределение природы клинического воздействия, чтобы
учащийся получил адекватный опыт пациентов и их страданий, доступный как в
сообществе, так и в больницах.
- Внедрение критического, фактического и ценностного
мышления и коммуникативных навыков, которые в конечном итоге приведут к
полноценному профессиональному развитию и целостной интеграции образования и
исследований
- Разработка надежных методов оценки, которые позволят
студентам развивать эти компетенции со скоростью, соответствующей их способностям.
- Разработка программы подготовки преподавателей, позволяющей
генерировать человеческие ресурсы, которые помогут в создании профессионально
компетентных врачей-гомеопатов, приверженных оказанию помощи всем слоям
общества и пивносящих инновации в проведение исследований, оставаясь при этом
учениками на протяжении всей жизни
- Провести институциональную реформу путем пересмотра «Стандартов
образовательной инфраструктуры» и требований в свете вышеизложенного для
создания глобальных учреждений образования с современными возможностями (в
соответствии со сценарием после COVID-19)
- Обеспечить проведение аккредитации образовательных учреждений и больниц независимыми агентствами, согласованными с Индийским советом по качеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы воспользовались возможностью, предоставленной
феноменальными изменениями в социально-экономическом сценарии здоровья,
происходящими в Индии и во всем мире в свете продолжающейся пандемии, чтобы
предложить смелый отход от нынешней практики гомеопатического образования. Эти
предложения уходят глубокими корнями в принципы гомеопатии, провозглашенные
Основателем, и хорошо проверенные практики медицинского образования,
развивающиеся в последнем столетии. Формулировка Национальной политики
образования и принятие Парламентом Закона о Национальной гомеопатической комиссии
открыли новые возможности для решительного отхода от прошлого и построения будущего,
которое будет творчески отвечать требованиям нашего народа. Роль профессии
гомеопата очень важна, и скорость, с которой нам нужно двигаться, должна быть высокой.
Доктор Ганеман оценил бы такое благотворное действие, поскольку оно дало бы
новую жизнь этой великой наук, имеющей огромные возможности делать добро для
всех.
БЛАГОДАРНОСТИ
Я благодарен доктору Нитьянанду Тивари, бывшему члену Совета
управляющих, CCH, Нью-Дели, за вклад в предложения, и моим коллегам из
Мемориального гомеопатического института доктора М.Л. Дхавале в Палгаре за их
конструктивную критику при формулировании этих предложений.
Ссылки:
- Доступно здесь 2020 Nov 01: https://www.shodhganga.inflibnet.ac.in/simple-search?query=homoeopathy&go.
- Доступно здесь 2020 Nov 01: https://www.ccrhindia.nic.in//admnis/admin/showimg.aspx?id=12799 .
- Доступно здесь 2020 Nov 01: https://www.ccrhindia.nic.in/index1.aspx?lsid=641&lev=1&lid=575&langid=1
- Proportion of anxiety and depression prevalent in patients visiting homoeopathic hospital OPD in rural area of MiyagamKarjan using Hospital anxiety and depression scale (HADS): A cross sectional survey. J Integr Stand Homoeopathy. 2018;1(2) [Google Scholar]
- The Medical observer In:
- On the choice of a family physician In: Dudgeon RE, ed. Lesser Writings. New Delhi: Swaran Publishing House; 1971. p. 236.[Google Scholar]
- World Federation for Medical Education. The Edinburgh declaration. Med Educ. 1988;22:481-2.
- [CrossRef] [Google Scholar]
- Med Educ. 2018;52:78-85.Back from basics: Integration of science and practice in medical education.
- [CrossRef] [PubMed] [Google Scholar]
- Context matters when striving to promote active and lifelong learning in medical education.
- Med Educ. 2018;52:58-67.Developing and rewarding teachers as educators and scholars: Remarkable progress and daunting challenges.
- [CrossRef] [PubMed] [Google Scholar]
- Med Teach. 1999;21:7-14.AMEE Guide No.14: Outcome-based education: Part 1-an introduction to outcome-based education.
- [CrossRef] [Google Scholar]
- Med Teach. 2010;32:646-50.Competency-based medical education: Implications for undergraduate programs.
- [CrossRef] [PubMed] [Google Scholar]
- Med Teach. 2010;32:651-6.Competency-based medical education in postgraduate medical education.
- [CrossRef] [PubMed] [Google Scholar]
- UGC: UGC Guidelines on Adoption of Choice Based Credit System. 2020. Available from: https://www.ugc.ac.in/pdfnews/9555132_guidelines.pdf [Last accessed on 2020 Nov 01]
- [Google Scholar]
- Med Teach. 2014;36:557-72.Electives in undergraduate medical education: AMEE Guide No.88.
- [CrossRef] [PubMed] [Google Scholar]
- Mumbai: Dr. M. L. Dhawale Memorial Trust; 1980. p. 1-24.Homoeopathic Medical Education and Training Hahnemannian Gleanings 1979 Later Reprinted in Perceiving
- [Google Scholar]
- Palghar: Dr. M. L. Dhawale Memorial Homoeopathic Institute; 1985.Integrated Homoeopathic Medical Education: Graduate Programme: Organizational and Operational Principles and Practice
- [Google Scholar]
- Going Holistic the Whole Way: A Case for Reform in Homoeopathic Medical Education, Paper Presented at NIH Sponsored International Homoeopathic Conference.
- JHU. 2018;3:35-42.Evolving a competency based syllabus in postgraduate homoeopathic education: Advanced teaching of fundamentals of homoeopathy.
- [Google Scholar]
- Lancet. 2017;390:2437-60.Nations within a nation: Variations in epidemiological transition across the states of India, 1990-2016 in the global burden of disease study.
- [Google Scholar]
- Lancet Psychiatry. 2020;7:148-61.The burden of mental disorders across the states of India: The global burden of disease study 1990-2017.
- [Google Scholar]
- Clin Microbiol Infect. 2020;26:1448-9.Post-COVID-19 chronic symptoms: A postinfectious entity?
- [CrossRef] [PubMed] [Google Scholar]
- South East Asian J Med Educ. 2008;2:2-6.A need and necessity for faculty development: The role of medical education units in the Indian context.
- [Google Scholar]
- National Education Policy. 2020. Available from: https://www.mhrd.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/nep_final_english_0.pdf [Last accessed on 2020 Nov 01]
- [Google Scholar]
Комментариев нет:
Отправить комментарий