Оригинал здесь: https://archive.org/stream/lifelettersofdrs00brad/lifelettersofdrs00brad_djvu.txt
Глава 29 здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/01/29.html
Глава 30. Полное разрушение гомеопатии врачами-аллопатами - Ответы Ганемана
В течение всего этого времени, от появления "Органона" в 1810 г. до празднования юбилея выпуска в 1829 г., многие авторы аллопатической школы были заняты ниспровержением этой новой доктрины гомеопатии и написанием статей, в которых Ганеман обвинялся в мошенничестве.
После того, как Хеккер попытался в непристойной и недостойном обзоре разрушить истины «Органона», за ним последовали другие, более умеренные памфлетисты; после того, как Кранцфельдер написал свою Symbola; после того, как аптекари Лейпцига обсудили в своих домашних кругах и в пивных своего родного города вопрос о запрете Ганеману выдавать свои собственные лекарства; когда Мейснер анонимно написал «Мрак гомеопатических трудов"; когда профессор Сакс из Кенигсберга сравнил Ганемана с дьяволом; когда Кайзер уверенно предсказывал этой системе лишь эфемерное существование; когда Штайглиц назвал ее «чудовищной системой»; когда Хайнрот, редактор «Анти-Органона», газеты, специально созданной для уничтожения этого «великого обмана», уже «сопровождал ее до смертного одра»; когда Саймон в «Антигомеопатических архивах» назвал Ганемана «таким же ненадежным невеждой»; а Элиас осудил всю систему и назвал ее самой «бесполезной вещью»; когда вся олигархия аллопатической школы поднялась, чтобы защитить всеобщую привычку к кровопусканию и стимкeляции слюноотделения - обе эти маленькие забавы осуждал Ганеман; когда Фишер из Дрездена выставил эту «чудовищную теорию гомеопатии на суд здравого смысла!», когда Анонима, презренная и змееподобная, повсюду пускала свой яд; когда инквизиторы общественной прессы препятствовали публикации статей врача-гомеопата; когда Ковац в Пеште назвал гомеопатию «системой жонглирования и обмана, шарлатанства, глупого головотяпства, занятием праздных сапожников», иллюстрируя это нелепейшей мифологической басней о Геракле и вездесущем змее; когда Ветцлер уже писал о «гомеопатии на последнем издыхании»; когда Бернштейн в Варшаве обещал ее падение; а Фишер подробно объяснил причины, по которым она не могла существовать в Берлине, Франции и Англии; когда Сакс решил важный вопрос, заявив, что «гомеопатия никогда не появлялась и не существует»; когда Штайглиц, врач короля Ганновера, посоветовал членам господствующей медицинской школы «подождать у открытой могилы гомеопатии, так как скоро появится труп»; когда другой благородный и ученый человек посоветовал сжигать гомеопатов как ведьм; когда Пухельт, Йорг, Грох, Шпренгель, Видеркинд, Мулиш, Штахельрот и Шмидт, а также множество других заполонили Германию полемическими памфлетами, журнальными статьями и книгами против бедного старого Ганемана и его ужасной доктрины - лицезрите, как Ганеман, старый врач и философ, смотрел на своих врагов в свори семьдесят лет, он, бывший врачом до того, как родились эти злодеи, он, забывший гораздо больше, чем большинство из них когда-либо знало, посмотрите, что он сказал в письме, написанном Штапфу из своего убежища в мирной Кётен, 1 сентября 1825 г.:
«Не беспокойтесь, что такое количество больших пушек в настоящее время в нас стреляет, они никогда не попадают в цель; снаряды падают так же легко, как перья, и если мы верны себе, они не могут причинить нам вреда, не могут ни в малейшей степени повредить доброму делу, ибо хорошее остается хорошим.
Вся эта писанина забывается через шесть или двенадцать месяцев. Гомеопат, прочитав ее, с презрением вышвырывает в сторону и чувствует только жалость к ослепленным фанатикам. Аллопаты напрасно этим тешатся, это не улучшит их позицию, а публика этого не читает, потому что не понимает непонятного, понимает только бранные выражения, которые не являются раздражаться или сердиться на это. То, что истинно, не может быть превращено в неправду, даже если тайный советник или знаменитый старый профессор напишут что-то против.
Я смеюсь над всем этим. В скором времени все это будет забыто, и продвижение нашего дела не остановить. Все многочисленные оппозиционные сочинения — это всего лишь последние выстрелы противника в воздух перед тем, как корабль пойдет ко дну».
В другом письме того же года Ганеман пишет:
«Вся масса теоретических тонкостей, содержащаяся в «Анти-Органоне» Хайнрота (слава богу, что я не читаю такой чепухи), мало вредит; читатели этого не поймут и пропустят. Но ее нелегко опровергнуть, ибо тот, кто берется за эту задачу, должен сначала сделать бессмыслицу понятной своему читателю, прежде чем он сможет ее опровергнуть, а это не стоит такого труда.
Вы слишком боитесь этих клеветнических публикаций. Враг просто стреляет в воздух последними боеприпасами, а истина остается невредимой и завоевывает большее признание у непредубежденных людей. Но только эти люди имеют какое-либо значение для нас.
Истина, столь противоположная старому вздору, не могла утвердиться без бурной реакции. Они вполне осознают существование хорошо заложенной мины, которая разрушит все их старое здание, и, естественно, вне себя от ярости. Их гневное фырканье и бессильный скрежет зубов можно уловить здесь и там, но это им не поможет. Я остаюсь вполне спокойным среди всего этого».
В другом письме доктору Штапфу Ганеман пишет:
«Уважаемый доктор:
Неужели вы действительно верите, что эти жалкие ребята причиняют какой-либо вред доброму делу? Вы ошибаетесь. Их выступления настолько плохи, что они направляют осуждение на самих себя. Поэтому я написал доктору Гроссу с просьбой предотвратить такую ситуацию, когда какойц-либо гомеопат начнет опровергать их или отвечать им. Тем не менее было бы нелишним сказать о них несколько слов публике. Я бы хотел, чтобы вы переписали то, что я написал на прилагаемом листе, и послали это редактору Anzeiger для помещения в газете.
Я знаю, что это было бы приятно редактору, который имеет на руках не один десяток подобных враждебных статей против благого дела и не знает, как от них отказаться. Но по моему совету он отверг бы большинство из них.
Меня не раздражает эта чепуха. Она зашла так далеко, что пора с этим покончить. Они кричат до хрипоты и теряют дар речи. Читающая публика умеет оценить их крики и презирает негодяев. которые перед своими соседями изображают из себя ангелов света, друзей человечества и нежных агнцев, но показывают своей бранью, что они - свирепые волки, и они неизбежно упадут в глазах своих соседей.
Вполне естественно, что тысячи таких людей, которым новое учение наступило на мозоль, оказываются в величайшем затруднительном положении и издают злобные восклицания, но каждый разумный человек понимает из этих криков, как важно дело, отностительно которого они ведут себя настолько экстравагантно, и понимают также, что они кричат, потому что они хотят умалить лучшее лечение, принять которое они не могут, так как слишком ленивы и слишком горды.
То, что они пишут, слишком явно продиктовано страстью и слишком полно ошибок и лжи, чтобы заставить публику считать таких растяп хорошими знатоками этого
важного дела.
Правда уже широко распространила свои лучи и сияет слишком ярко, чтобы ее можно было затмить.
Искренне ваш,
Кетен, 14 ноября 1825 г.. Сэм. Ганеман».
И снова в том же году он говорит:
«Помните, когда прививка Дженнера от коровьей оспы была широко распространена,
против него было опубликовано множество позорных ругательств в
Англия — я когда-то насчитал двадцать таких — теперь их не найти - вероятно, бумага, на которой они были напечатаны, сейчас используется для упаковки сыра в бакалейной лавке.
И посмотрите, как ограничены возможности применения открытий Дженнера по сравнению с гомеопатией. Позор для многих тысяч аллопатов, большинство из которых понимают, что они слишком ограничены и глупы, чтобы успешно пойти по новому пути. Это делает многие тысячи злонамеренными в самой высокой степени. Они распространяют в эфире яд и желчь и стремятся завалить его софистикой, искажением фактов и клеветой. Но какое это имеет значение? Они ранят себя, а не нас.
Истина продолжает продвигаться молча, а здравомыслящие люди думают, что
те, кто потворствуют оскорблениям, неправы».
Ганеман также не был очень высокого мнения об учености некоторых его недоброжелателей и критиков. В предисловии к третьему тому. первого издания «Чистой Материи медики» (1817) он опубликовал статью под названием: «Примечание для моих рецензентов», в которой говорит:
«Я прочитал несколько ложных критических замечаний ко второй части (том) моей «Чистой Материи медики», особенно в отношении эссе в начале, под названием «Дух гомеопатической медицинской доктрины». Что впечатляет, мои критики не обнаруживают огромного количества знаний!
Я буду ссылаться только на тех, кто пишет и печатает «гомопатические» и «гомопатия» вместо uомеопатические и uомеопатия, тем самым выдавая, что они не осознают огромной разницы между этими словами и мсчитают их синонимами.
Неужели они никогда не слышали ни слова о том, что знает весь мир, как бесконечная разница между (неразборчиво по гречески) однажды разделила всю христианскую церковь на две части, и воссоединиться невозможно? Они недостаточно понимают греческий, чтобы знать, что (отдельно и в сочетании) гомо означает общий, тождественный, одинаковый, а гомео означает только похожий, похожий на предмет, но, достигая его в отношении природы и вида, никогда не становится тождественным.
Гомеопатическая доктрина никогда не претендовала на излечение болезни той же самой, идентичной силой, которой болезнь была произведена — это воспроизводится неразумными оппонентами достаточно часто, но, вероятно, зря; нет! Она только излечивает способом, наиболее созвучным природе, с помощью силы, которая никогда точно не соответствует, никогда не такая же, как причина болезни, но с помощью лекарства, обладающего особой силой, способной производить подобное болезненное состояние.
Неужели эти люди не чувствуют разницы «гомоидентичные» (одинаковые) и «подобные». Все ли они «гомеопатически» страдают от той же болезни глупости? Не должен ли кто-то, кто хочет выступить в качестве рецензента "Духа гомеопатической медицинской доктрины", иметь по крайней мере рудиментарную идею о значении слова "гомеопатия"?
Извращения слов и смысла, непонятная болтовня, которая должна казаться ученой, оскорбления и теоретический скептицизм с покачиванием головой вместо практических демонстраций противоположного, кажутся мне оружием слишком абсурдного характера, чтобы использовать его против такого факта, каким является гомеопатия; они напоминают мне о маленьких фигурках, которые озорные мальчишки делают из пороха и поджигают, чтобы подразнить людей, эти вещицы могут только шипеть и шуметь, но не очень эффективны, в целом это очень жалкие дела.
Мои уважаемые братья на скамейках оппозиционеров, я могу дать вам лучший совет о свержении, если это возможно, этой доктрины, которая грозит задушить ваше искусство, основанное только на предположении, и превратить в руины весь ваш терапевтический хлам, послушайте меня! . ..
Доктрина привлекает, причем не только главным образом, но исключительно, вердиктом опыта. "Повторите опыты, — кричит она вслух, — повторяйте их внимательно и точно, и вы обнаружите, что это учение подтверждается на каждом шагу" — и вы получите то, что ни одна медицинская доктрина, никакая система врачевания, ни так называемая терапия никогда не делала и не могла бы сделать, она стремится к тому, чтобы ее оценивали по результату.
Итак, у нас есть гомеопатия именно там, где мы хотели ее иметь; здесь мы можем (давайте, дорогие господа, будет продолжать красиво) нанести ей смертельный удар с этой стороны!».
Затем Ганеман бросает вызов своим противникам, чтобы проверить истину его системы в соответствии с его собственными правилами, изложенными в "Органоне", с такой же осторожностью, как и он сам, а затем говорит:
«Если она не даст облегчения — быстрого, легкого и постоянного облегчения — то, с помощью публикации должным образом засвидетельствованной истории лечения по принципам гомеопатической системы, строго соблюденных, вы сможете дать публичное опровержение этой доктрины, которая так серьезно угрожает старой тьме. Но я прошу вас остерегаться притворяться в этом вопросе».
Он советует тем, кто на «скамейке оппозиции», если они знают любой другой способ «подавить это проклятое учение», продолжать обычным способом:
«Продолжайте же превозносить пустую болтовню вашей школы до самых небес с самой полной похвалой, и извращайте и осмеивайте со своим злым умом то, что ваше невежество не может извратить; продолжайте клеветать, ругать, поносить — и непредубежденный сможет отчетливо понять, на чьей стороне правда.
Если вы действительно хотите лечить так же хорошо, как практикующие гомеопатию, имитируйте гомеопатическую практику рационально и честно!
Если вы этого не желаете, -- ну так и твердите прежнее, мы не будем мешать - вы свернете на печальный путь слепого и рабского повиновения в непроглядной тьме причудливых систем, где вас соблазняют там и сям блуждающие огоньки почитаемых вами авторитетов, которые, когда вы действительно нуждаетесь в помощи, оставляют вас в беде, - ослепят ваш взор и исчезнут.
И если ваша неудачная практика, в которой не получилось то, что вы намеревались, желали и обещали, внутри вас накапливается злобная желчь, стремящаяся рассеяться в клевете на лучших — ну, тогда продолжайте кричать, что виноград кислый, когда гордыня, спутанность ума, слабоумие мешают вам дл него добраться, пусть его соберут те, кто более этого достоин».
Эта восхитительная сатира датирована "Лейпциг, февраль 1817 года" и подписано «Доктор Самуэль Ганеман».
Продолжение здесь: https://dymentz.blogspot.com/2023/01/31.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий