Портфолио

вторник, 2 апреля 2024 г.

Смех во время приема пациента — табу или помощь? (Статья доктора Брэдли Б. Блока, опубликованная 1 апреля)

Оригинал  здесь: https://www.kevinmd.com/2024/04/laughter-is-the-best-medicine-but-use-it-wisely-with-patients.html

Смех — лучшее лекарство (но используйте его с пациентами с умом)

По словам комика Скотта Диккерса, «комедия предназначена для того, чтобы огорчать тех, кто чувствует себя комфортно, и утешать тех, кто страдает».

С позиции врача наши пациенты являются «страдающими», так как же мы можем использовать комедию, чтобы утешить их? Давайте начнем с того, зачем. 


Зачем смешить пациентов? Потому что смех – лучшее лекарство. После стероидов. Стероиды – лучшее лекарство. Смех — второе лучшее лекарство, и у него меньше побочных эффектов. Другая причина в том, что пациенты часто приходят к нам, потому что они в беде; что-то вызывает у них дискомфорт, беспокойство или что-то еще худшее. Нахождение в таком состоянии может затруднить общение и сохранение сложной медицинской информации. Один из способов наладить взаимопонимание и сделать пациентов более восприимчивыми к новой информации — заставить их смеяться или хотя бы хихикать или ухмыляться. Комедия — это механизм преодоления трудностей, который может облегчить дискомфорт. Если все сделано правильно, смех в смотровой может сделать вас всеобщим любимцем. 

Прежде чем мы поговорим о том, как нам следует установить простой и непреложный закон комедии в здравоохранении (и везде), запомните: никогда не наносите удары, особенно по пациентам. Это то же самое, что утешать страдающих и огорчать тех, кому комфортно. Когда вы решаете, над чем можно шутить, сначала определите, что и кому «комфортно». Все ценят унижение властей и институтов, поэтому можно огорчать комфортных людей. Страховые компании, системы здравоохранения, электронные медицинские записи, знаменитые врачи и влиятельные лица в области здравоохранения — вот лишь некоторые примеры «комфорта». Не все шутки должны быть направлены на то, чтобы огорчить тех, кому комфортно, но ни одна из них не может быть такой, чтобы огорчить тех, кто страдает.

Но что, если мы от природы не умеем смешить? В соответствии с работой доктора философии Кэрол Дуэк, уметь смешить  — это не врожденная характеристика, а скорее нечто, чему можно научиться в ходе итеративного процесса. Можно научиться смешить. У некоторых людей эта способность кажется врожденной, но это потому, что они начали рано, получая положительные отзывы тут и там, и это подкрепление побудило их продолжать исследовать юмор, чтобы привлечь внимание. Дети более расторможены, поэтому они чаще идут на риск и, следовательно, быстрее узнают, что смешно, а что нет. На уроках комедии первым шагом часто является помощь людям избавиться от запретов и помочь им почувствовать себя свободными. Но чтобы внести ясность: расторможенность предназначена для занятий комедией, а не для смотровой комнаты.

Хорошее начало для того, чтобы комедия заняла свое место в смотровой комнате, —  не смешить,  а быть хорошим слушателем. Если пациент пошутил, обязательно рассмейтесь или хотя бы улыбнитесь (если шутка неуместная, тогда установите границы). Они звезды шоу, и ни одна звезда не хочет отпускать шутки, которые не находят отклика. 

Следующим шагом будут шутки с низким уровнем риска, такие как банальные шутки, или «дурацкие шутки», или классические комедийные образы, такие как сслыка на интернет как на паутину или обращение к детям «сэр» или «мэм». Это простые способы поднять настроение; не золото комедии, но хорошее начало. Эти комедийные образы также могут спасти плохую шутку. Если шутка не удалась, скажите пациенту, что вы планируете продолжать свою повседневную работу и не будете совершать комедийный тур.

При подаче шутки важна уверенность. Плохая шутка, сказаннапя с уверенностью, зачастую лучше, чем хорошая шутка, произнесенная неуверенно. «Дурацкие шутки» не умны и не обязательно смешны, но подача с бахвальством и бравадой самоуверенного человека помогает им попасть в цель.

Мы часто имеем дело с тем, что без шутки считалось бы табу, и это может стать отличной пищей для комедии. Может быть, поэтому наши коллеги-урологи часто бывают самыми веселыми. Комедия также может возникать на контрасте, когда классический «натурал» или серьезный человек противопоставляется глупому или расторможенному коллеге. Если нам случится читать особенно скучную лекцию или рассказывать пациенту об обыденном, у нас может быть возможность посмеяться немного глупо или дурацки.

Быть самоуничижительным — это нормально, потому что нам, врачам, комфортно, и мы можем немного пострадать. Однако шутки должны относиться к чему-то, что не несет в себе никакой серьезности. Избегайте шуток о вашей проницательности в медицинской практике, поскольку это может поколебать веру в вашу способность лечить. Ваш почерк, навыки набора текста, способность укладываться в график или  воспользоваться собственным медицинским советом, плохая стрижка, неловкость в общении и плохие шутки — все это честная игра.

В своей книге «Как писать смешно» комик Скотт Диккерс обсуждает то, что он называет «смешными фильтрами» или способами сделать что-то смешным. Есть некоторые виды юмора, которые небезопасно использовать при осмотре пациента, это его может шокировать. Сказать что-то шокирующее о сексе, наркотиках или насилии неуместно, тогда как отсылка к юмору, к обычному человеческому опыту (а-ля Джерри Сайнфелд), возможно, специфичному для системы здравоохранения, является хорошим способом сблизиться с пациентом. Примером может служить ссылка на все документы, которые необходимо заполнить, даже если пациент пришел только почистить ушную серу. Он потратил 45 минут на заполнение документов, хотя пришел на трехминутный визит, чтобы удалить серу.

Профессиональные комики часто возвращаются в конце выступления к сказанной ранее шутке,  и зрители хорошо реагируют на этот уже общий опыт. Возврат к шутке, сказанной в начале визита,  может быть хорошо воспринят пациентом, он чувствует себя инсайдером. 

Предостережение ко всему этому: адекватно оценивайте ситуацию. Если настроение неподходящее — не рискуйте, не шутите. Отнеситесь к серьезности ситуации с той же степенью серьезности, что и к пациенту.

Однако если настроение подходящее, смейтесь над шутками вашего пациента, будьте уверены в себе, возможно, банальны, немного глупы, утешайте страждущих и начинайте думать о том, как пошутить с теми, кто пребывает в комфорте.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий