https://hpathy.com/homeopathy-papers/did-kent-depend-on-his-repertory/
Полагался ли Кент на свой реперториум?
18 июня 2021 г.
С. К. Банерджеа
(Перевод Дымент З.)
Доктор Субрата К. Банерджеа, директор Колледжа гомеопатии
имени Аллена, делится своими мыслями о доверии к Реперториуму по сравнению с
Материей медикой. реперториуму и материи медике. зависимости реперториума от
Материа медика. В статье цитируется множество известных гомеопатов.
Введение в историю методов назначения
Мой интерес к изучению истории и развития методов назначения
лекарств был вызван телефонным звонком гомеопата, практикующего двенадцать лет,
с заказать у меня консультацию по работе с реперториумом. Фактически, он имел в
виду, что ему нужна консультация по поводу его недугов.
Его прошлые консультации с опытнейшими гомеопатами в США
включали поиск по рубрикам. Я объяснил, что редко смотрю Реперториум, и он был
достаточно заинтригован, чтобы записаться на прием.
Это привело меня к исследованию, не отклонился ли весь
западный гомеопатический мир от того, что называется истинным духом назначения
лекарств, с пониманием качеств человека, соответствующих качествам лекарства
(реальное соответствие личности лекарству). В настоящее время для ввода рубрик
принято использовать программное обеспечение.
Затем я задался вопросом, отличается ли метод, которому меня
учили в Калькуттском университете, зависящий от Materia medica, от метода остального мира? Если
да, то как произошла эта эволюция?
Я увлекся историей гомеопатии и начал исследовать наследие и
подход к назначению лекарств старых мастеров из США, Европы и Индии.
Меня особенно интересовало, как эти Учителя достигали
similimum.
Я хотел понять точно, полагаются ли они при взятии случая на
знание Materia medica
или полностью на рубрики в Реперториуме.
Я учу и поучаю, что опора на качественную совокупность даст
глубокий рецепт, тогда как лекарство, найденное просто с использованием
реперториума, дает то, что получается в результате математической операции
сложения, количественную совокупность.
Я учу и поучаю, что вы не может е заменить судью в суде
компьютерной программой. Невозможно, введя преступление, получить из программы наказание;
это ошибочная идея. В судебном процессе в каждом случае есть множество нюансов
и переменных, в точности похожих на гомеопатические предписания; качества
человека должны соответствовать качествам лекарства.
Вначале я хотел бы отметить, что не забываю о полезности реперториума. У него
есть свое место. Беннингхаузен, Богер, Липпе, Кент и сам Ганеман использовали реперториум,
но не полагались полностью на него. Они не проводили занятий по реперториуму,
они давали консультации. Они руководствовались Материей медикой, у них в голове
были «образы лекарств».
Доктор Кент использовал так называемую «пальцевую технику»,
то есть он выделял 4 или 5 симптомов, на которые нужно было обратить внимание,
и держал пальцы на этих страницах в реперториуме, чтобы проверить или
подтвердить те рубрики, которые, по его мнению, были важны для данного случая.
Эту технику использовал и его прямой ученик, доктор Б. К.
Бозе (бывший директор моей Alma Matter).
Доктор Кент был мастером своего дела из-за великолепного
владения Материей медикой. 27 августа 1912 года он написал Маргарет Тайлер об
ее карточном реперториуме. Он писал критически:
«…наша работа – это индивидуализация… Когда я работал в клинике, я за полтора
часа назначал лекарства от двадцати пяти до сорока пациентам… Врач должен знать
общие, обычные и особенные, чтобы он мог быстро их использовать, если у него много
пациентов… Только длительные и глубокие усилия могут помочь стать мастером
исцеления… Вы охотитесь за трудосберегающими машинами. Эти машины полезны во
всем, кроме искусства… Они так же губительны для искусства назначения лекарств,
как и для музыки…». («Лица гомеопатии» Джулиана Уинстона; С. 201–202.)
Это факт, что доктор Кент принимал от 25 до 40 пациентов за
90 минут; именно так практикуют калькуттские гомеопаты, в том числе и я.
Совершенно очевидно, что сделать реперторизацию за такой короткий промежуток
времени невозможно. «…Вы ищете машины для экономии труда. Эти машины полезны во
всем, кроме искусства…».
Доктор Кент пренебрежительно комментирует доктора Тайлер,
что дает понять, что он не использовал реперториум в качестве своего
инструмента номер 1.
Методология назначения лекарств у старых мастеров
Американские и европейские эксперты в области классического
наследия передали свои знания гомеопатам Калькутты, и оно передается из поколения
в поколение. Так называемый «Калькуттский метод» по сути является оригинальным
классическим методом великих мастеров.
Изначально мой прадед, доктор Калипада Банерджи, переводил в
Калькутте доктора Зальцера с бенгали на английский. После этого мой прадед стал
гомеопатом первого поколения в нашей семье и много лет помогал доктору
Зальцеру. Мой прадед наблюдал за тысячами превосходных гомеопатических излечений
доктора Зальцера и развил свою собственную клиническую интуицию и мудрость.
Примерно в возрасте пятидесяти лет доктор Зальцер решил
вернуться в Вену, чтобы жениться, и перед отъездом он хотел создать
гомеопатическую аптеку в качестве подарка моему деду в знак признательности за
его долгую преданность и самоотверженное служение.
Мой дедушка хотел, чтобы магазин назывался Salzer & Co.,
однако доктор Зальцер решил назвать его в честь своего друга и наставника
Чарльза Рингера, и именно так одна из самых выдающихся гомеопатических аптек
начала свою деятельность в Калькутте, называлась она «Ч. Рингер и Co». Она находилась в очень
престижном месте на площади Далхаузи (ныне BBD Bag), недалеко от Дома писателя
в Калькутте.
Более подробная информация о нашем гомеопатическом наследии
находится на нашем веб-сайте по следующей ссылке:
http://www.homoeopathy-course.com/index.php/about-us/5-generations-of-homoeopathy.
Связь с традиционными калькуттскими мастерами
Я слышал от своего отца, что доктор Юнан (Younan) также был современником
доктора Зальцера и имел обширную клиническую практику в Калькутте.
Доктор Б. К. Бозе (1879-1977) был прямым учеником доктора Кента.
Доктор Н.М. Чоудхури (автор выдающейся книги «Исследование
Materia Medica») и мой дедушка вместе отправились в США. Мой дедушка, Б.К. Бозе
(позже он стал директором Калькуттского гомеопатического медицинского колледжа,
моя Alma Matter), Н. М. Чоудхури (автор выдающейся книги: «Исследование Materia
Medica»), П. К. Маджумдер (цитируется доктором Дж. Г. Кларком в различных
главах «Словаря практической Materia Medica», например, в главе Calc. ars), все они прошли обучение
в США и принесли уникальную классическую старинную золотую традицию, славное
наследие, в Калькутту.
Это наследие включает:
(а) Одно лекарство за раз;
(b) WWW (Wait, Watch with Wisdom) – Подожди, мудро наблюдай, пусть однократная
доза действует в течение месяцев;
(c) Полагайтесь на Материа медику, так как это даст вам качественную
целостность.
Качества человека должны совпадать с качествами лекарства.
Даже гомеопаты нашего времени и недавнего прошлого, такие
как Джордж Витулкас (см. «Лица гомеопатии» Джулиана Уинстона, с. 358); доктор
П. Шанкаран, доктор Джугол Кишори, доктор С. Коппикар – все приехали в
Калькутту для прохождения гомеопатического обучения из-за своего стремления изучить
классическое наследие гомеопатии и учиться у тех калькуттских врачей, которые выписывают
классические рецепт, обладают великолепным пониманием и глубоко владеют Материей
медикой.
Когда доктор Н.М. Чоудхури и мой дедушка, доктор Кишори
Мохон Банерджи, вернулись из США, в 1924 году они основали колледж и
гомеопатическую больницу на 50 коек. Это был Бенгальский гомеопатический
медицинский колледж и больница Аллена.
В знак своего глубочайшего почтения мой дедушка назвал
колледж в честь своего «Гуру» (наставника) доктора Дж. Г. Аллена, который
обучал его в США. Дж Г. Аллен является автором книги «Псора, псевдопсора».
Доктор Аллен посвятил второй том своей книги «Сикоз» своим «индийским
студентам».
Наш колледж Аллена в Англии является продолжением этого наследия
и продолжает с уважением и восхищением относиться к Гуру нашего дедушки,
доктору Джону Генри Аллену.
Мой сын, Саптарши (гомеопат в 5-м поколении из, возможно,
самой долго работающей гомеопатической семьи в мире) пошел по моим стопам и работает
в Калькуттском государственном гомеопатическом медицинский колледже и больнице,
основанный в 1881 году. Возможно, это самые старые гомеопатические учреждения в
мире, работающие до сего дня.
Знание Materia Medica считается стандартным методом
лечения в Калькутте
Я слышал от моего дяди, ныне покойного доктора Н.К.
Банерджи, а также от моего великого наставника и моего «Гуру», доктора С. К.
Дубея, любимого ученика доктора Б. К. Бозе, что лекции Кента по Materia Medica
были импровизированными. Он читал лекции по памяти, без каких-либо заметок, и
его ученики записывали их, а позже опубликовали эти рукописные записи в виде
книги.
Это подтверждается в книге Джулиана Уинстона «Лица
гомеопатии»:
«…Его ученики опубликовали транскрипцию его
импровизированной Materia Medica (1905 г.)» (с. 156).
Доктор Кент держал в памяти «Ведущие симптомы» Геринга, и мы
можем видеть, что он часто цитирует руководство Геринга в своих лекциях по
Materia Medica. Это классическое наследие, передаваемое из поколения в
поколение, и в этом успех традиционного калькуттского подхода к назначению
лекарств.
Уверенное назначение лекарству на основе глубокого знания
Материа Медика
Все бенгальские мастера изучали Материа медика, сидя у ног
американских и европейских мастеров, поэтому уверенность в Материа медика
выросла. По этой же причине гомеопаты недавнего времени, такие как Джордж
Витулкас (Греция), П. Шанкаран (Мумбаи); С. Коппикар (Ченнаи); Джугол Кишори (Дели)
приезжали в Калькутту для учебы.
Мой дед изучал миазмы, сидя у ног доктора Дж. Г. Аллена,
который также предоставил на четвертый миазм, туберкулезный миазм. Это начало
традиции семьи Банерджеа и опоры на миазматическое назначение, которое я
классифицирую как
- миазматическая совокупность случая;
- сочетание с совокупностью симптомов;
- сущность и лейтмотивы.
Я слышал от доктора Дубея, а он слышал от своего «Гуру»,
доктора Б.К. Бозе, что мастер Кент использовал «пальцевуютехнику» и просматривал
реперториум, чтобы проверить или подтвердить 3–4 симптома (рубрики), которые,
по его мнению, важны для данного случая, и лекарства для этого случая.
Хотя это может показаться очевидным, реперториум – это
указатель, последние страницы Materia Medica. Существуют разные способы
индексирования материала, некоторые лучше других, некоторые – дело личных
предпочтений. Некоторые указатели более точны, чем другие. Также нет сомнений в
том, что хороший указатель является ценным дополнением к исходному материалу,
но он никогда не сможет заменить его больше, чем указатель в конце справочника
может заменить его содержание.
Комментарии о важности знания Materia Medica
1) «…Вы изучаете «Хронические болезни» Ганемана? Это хорошо.
Только одно лекарство хорошо действовало каждые четыре недели; это интереснее
самого захватывающего романа.
Раньше, когда не было ничего, кроме работ Ганемана, мы
учились лечить должным образом. Поскольку мы взяли ленивые привычки работать с
реперториумом, мы многое забыли, и молодое поколение, которое использует только
реперториумы, не обладая источниками и не зная их, никогда не добьется больших
исцелений.
Лучшее из того, что я знаю, я узнал из «Чистой Материи
медики», из «архивов» Стапфа, в которых можно найти несколько превосходных
прувингов, проведенных старшими учениками Ганемана, неутомимыми и прилежными, а
также из «Хронических болезней». Конечно, это была тяжелая работа, но выигрыш
неисчислим. Давайте внимательно прочитаем только про одно лекарство, и тем самым мы получим
совершенно иное понимание, чем при анализе реперториумов.
Если мы разрежем хороший портрет на тысячу частей, мы не
сможем получить представление о характере целого из груды фрагментов. Я
заявляю, что реперториумы – проклятие для прогресса гомеопатии; они стоят на
пути всех великих исцелений. Как и в случае с Библией, мы должны снова и снова
читать оригиналы и исследовать, и мы всегда найдем новые свойства лекарств и
новые точки зрения». [Ричард Хаель; Самуэль Ганеман, его жизнь и работа; с. 481,
Прил. 254: «Из переписки доктора
Эгиди»].
2)
«Художник изучает свою модель до тех пор, пока не
почувствует линии и тени и не увидит мысленно изображение на холсте или
вырезанное из камня. Он конструирует модель и делает похожую из гранита. Студент,
изучающий нашу Materia Medica, должен
изучать прувинг до тех пор, пока он не почувствует образ совокупности
болезненных ощущений всех испытателей, как если бы он испытал это лекарство сам
и ощутил все болезненные чувства испытателей». (Доктор Дж. Т. Кент; «Новые
лекарства – клинические случаи», Малые труды, Афоризмы и наставления», с. 429,
глава «Изучение нашей Materia Medica».
3)
«Искусный врач видит многое в прувинге, что не может быть
сохранено в Реперториуме, где все должно быть принесено в жертву алфавитной
системе. Искусный врач должен долго и серьезно изучать Materia Medica, чтобы
иметь возможность фиксировать в своем уме болезненные образы, которые, когда
это необходимо, заполняют болезненные образы людей. Этих образов слишком много,
и они чересчур разнообразны, чтобы их можно было перечислить или
классифицировать. Мне часто приходилось слышать, как врач с интуицией пытается
объяснить так называемое чудесное лекарство, говорит: «Я не могу точно сказать,
как я пришел к тому, чтобы назначить это лекарство, но оно было похоже на него…».
(Доктор Дж. Т. Кент; «Использование реперториума. Как изучать реперториум, как
использовать реперториум. , с. 3, глава «Использование реперториума»).
4)
«Имеется много модных планов изучения Материи медики,
каждый из которых полезен для человека, создавшего его. Мы, конечно, знаем, как
устроена наша Материя медика. После проведения прувингов, естественно,
возникает вопрос, как мы будем использовать их в палате больного.
В моих лекциях по "Органону" я сказал, что
необходимо видеть образ каждого лекарства. Нет короткого пути для изучения
Материи медики. Чем более сжато оно, тем несовершенней. У нас есть книги,
полные характеристик. У нас есть прувинги. Многие ставят под сомнение даже наши
прувинги, особенно те, кто ничего не делает для предоставления нам прувингов. В
наших рядах много ворчунов, которые говорят, что такой-то и такой-то прувинг
ошибочен, но они не в состоянии объяснить, почему эти прувинги ошибочны. Эти
люди говорят, что «Энциклопедия» Аллена полна хлама, но ни один из них не
пытался избавиться от хлама. Мастеров Материи медики не беспокоит «мусор»,
потому что вещи, которые казались непонятными, становятся ясными благодаря
постоянным размышлениям и тщательному изучению. Вскоре человек учится понимать
различные симптомы, упомянутые в Материи медике. Опыт делает их очевидными».
(Доктор Дж. Т. Кент; «Малые труды», с. 272, глава «Как изучать Materia Medica:
как использовать конкорданции Беннингхаузена»).
5)
«Итак, мы изучаем Материю медику, пока у нас не будет
достаточно фактов, чтобы представить образ лекарства. Мы изучаем подтвержденные
симптомы, обнаруженные в нашем реперториуме, в работах Данхэма, Геринга и
Фаррингтона по Материи медике. Мы сравниваем их с Симптомный кодексом Яра и изучаем
их в единой совокупности, точно так же, как мы изучаем человеческое существо в
совокупности; изучаем, пока мы не увидим образ, состоящий из всех ощущений,
которые может вызвать это лекарство. Мы знаем, что художник рисует контур,
похожий на скелет, затем как бы накладывает мускулы и, наконец, завершает свою
картину. Таким образом, мы находим характеристики со всеми небольшими
симптомами, которые служат для заполнения этого образа… Если бы вы изучали
патогенез Belladonna, ожидали бы вы справиться с этим за один день? Если да, то
вы сильно ошибаетесь. Изучив его в течение нескольких недель, вы получите
грандиозный образ препарата. В симптоматике Belladonna многое выражают три
слова, а именно: жар, покраснение и жжение. У вас не может быть случая Belladonna,
если нет этих трех ведущих симптомов.
У вас есть жжение, которое распространяется по всему телу, а
также тепло и покраснение на поверхности. У вас очень много мелких симптомов и
очень много характерных симптомов, но они не исключают эти три, потому что они
не могут быть исключены из образа Belladonna.
Кто бы мог подумать об Ipecac. при психических симптомах? Она обладает
раздражительностью; желает чего-то, но не знает, чего, как Chamomilla, Bryonia
или Kreosote. Мы знаем, что ребенку всегда нужны новые игрушки, затем он
выбрасывает одну и хочет другую.
Опыт привел нас к Kreosote для лечения таких симптомов. Если
имеется также чрезмерная раздражительностью, то следует сравнить с Chamomilla,
у которой есть такой же симптом. Когда выходит Ipecac.? Психические симптомы - не
первое, что приведет вас к Ipecac ., но они первое, что приведет вас к Chamomilla и Kreosote.
Хотя Ipecac. раздражительна, о ней следует думать при кровотечении с ужасной
тошнотой и выраженной рвотой. С выраженной рвотой, свойственной Nux vomica, вы легко можете не
заметить Ipecac.». (Доктор Дж. Т. Кент; Малые труды, с. 272–273, глава «Как
изучать Materia Medica: как использовать конкорданции Беннингхаузена».
6)
«Однако вы обнаружите, что если врачу удастся определить
специфические симптомы у своего пациента, ему удастся составить картину
лекарственного средства… У. Г. Бурт говорит, что он начал с практики чистой
гомеопатии, но он нашел ее неудачной и отказался от нее. Почему он потерпел
неудачу? Потому что он был простым охотником за симптомами. Гомеопатия
продвигается так же, как и раньше, без этих людей» (Доктор Дж. Т. Кент; Малые
труды, с. 277, глава «Как изучать Materia Medica: как использовать конкорданции
Беннингхаузена»).
7)
«Никогда не будет достигнута такая вещь, как
безошибочность в назначении, но тот, кто использует свой реперториум честно и
разумно, а этого никто не может сделать без такой же честности и разумности в изучении Materia Medica, неизбежно
пожнет свою награду в виде результатов и душевного спокойствия, которое
приходит только с одобрением своей совести» (Доктор Глен Ирвинг Бидвелл и доктор
Н. К. Банерджи; «Как пользоваться реперториумом», с. 5; глава «Введение»).
8)
«Реперториум никогда не создавался и не предназначался
для замены Материи медики; я не могу перестать подчеркивать, что он никогда не
должен заменять наше постоянное изучение и использование патогенеза наших
лекарств, скорее, он должен использоваться как указатель, облегчающий задачу
памяти при хранении обширной симптоматологии наших лекарств» (Доктор Глен
Ирвинг Бидвелл и доктор Н. К. Банерджи; «Как пользоваться реперториумом», с. 5;
глава «Предисловие»).
9)
«Константин Геринг сказал: «Если наша школа когда-либо
откажется от строгого индуктивного метода Ганемана, мы потеряемся и заслуживаем
упоминания только как карикатура в истории медицины» (Доктор Глен Ирвинг
Бидвелл и доктор Н. К. Банерджи; «Как пользоваться реперториумом», с. 5; глава
«Предисловие»).
10)
«Нет сомнений в том, что прилежное и всестороннее
изучение Чистой Материи медики не может быть полностью выполнено с
использованием какого-либо реперториума. Я не собирался отказываться от такого
исследования, но, скорее, считаю все работы с таким намерением заведомо
вредными. Тем не менее, нельзя отрицать, что врач-гомеопат может посвятить себя
таким исследованиям только в часы досуга, которых так мало, и что он нуждается
в своей практике, в помощь памяти, в сокращенной книге, с которой легко
обращаться, которая содержит характерные симптомы и их комбинации, чтобы
позволить ему в в каждом отдельном случае болезни выбрать, без слишком большой
потери времени, из обычно показанных лекарств подходящее и гомеопатическое» (К. М.
фон Беннингхаузен, «Введение в карманный терапевтический справочник для
врачей-гомеопатов для использования у постели больного и изучения Materia
Medica Pura. 1846. Перевод из издания Т. Ф. Аллена).
11)
«Как мы уже говорили, даже кропотливая работа с
реперториумом может в некоторой степени помешать нашему стилю. Он никогда не
сможет заменить Materia Medica, для которой он всего лишь ограниченный
указатель». (М. Л. Тайлер. «Гомеопатические лекарства». Глава «Фосфор», с. 640).
Заключение и увлекательные открытия
A. В «Малых трудах» Кента приведено около 108 клинических
случаев, из которых реперторизация проводится только в 9 случаях. Случай № 16
(Периодические приступы при хронических судорогах); случай № 17 (Пролапс) – хорошие примеры назначений Кента,
основанные на характеристических и общих симптомах.
Случай № 49 (крапивница, повляющас ежегодно): интересный
случай, когда мастер Кент сделал назначение по Symptomen Codex доктора Яра
(переведенного на английский Хемпелем).
B. Доктор Пьер Шмидт писал о Кенте:
(http://www.homeoxls.com/Pierre-Schmidt-The-life-of-Dr-James-Tyler-Kent.html):
«Этот колледж (Филадельфийская аспирантура по гомеопатии)
имела репутацию лучшей гомеопатической школы в мире. Помимо того, что он был
деканом этого учреждения, он также преподавал гомеопатическую философию,
реперторизацию и Materia Medica, а также вел амбулаторную клинику. В качестве
иллюстрации деятельности этой клиники можно упомянуть, что в 1896 и 1897 годах
здесь было проведено более 34 800 консультаций» («Основы реперторизации», «Всеобъемлющий
учебник по ведению случая и реперторизации», глава «Жизнь и творчество Джеймса
Тайлера Кента»; Автор: - профессор, доктор Шаши Кант Тивари; с. 659).
Мои комментарии к приведенной выше цитате:
(i) В клинике аспирантуры при гомеопатической школе в
Филадельфии в течение 1896 и 1897 гг. было проведено 34 800 консультаций. Это в
среднем не менее 60 пациентов в день при 6-дневной рабочей неделе! Это
совершенно невозможно сделать при механической реперторизации без помощи
компьютера!
(ii) После 1903 года в Гомеопатическом медицинском колледже
Геринга Кент мог прийти с рецептом через несколько минут. http://www.homeoxls.com/Pierre-Schmidt-The-life-of-Dr-James-Tyler-Kent.html
(iii) «Именно в этот период своей жизни Кент выкладывал все
свои знания в своих лекциях. В дополнение к своему преподаванию, которое
занимало большую часть его времени, он руководил поликлиникой, которая всегда
была очень многолюдной, и там он обучал врачей-гомеопатов, уже хорошо
осведомленных, определять и правильно выбирать основные симптомы за несколько
минут. Благодаря глубокому пониманию характерных симптомов Кент мог найти
лекарство сразу» («Основы реперторизации», «Всеобъемлющий учебник по ведению
случая и реперторизации», глава «Жизнь и творчество Джеймса Тайлера Кента»;
Автор: - профессор, доктор Шаши Кант Тивари; с. 662).
(iv) В 1896 году Кент и его ученики приняли более 18 800
пациентов за один год...
Это 63 пациента в день, учитывая работу 6 дней в неделю!
https://www.sueyounghistories.com/2008-03-28-james-tyler-kent-and-homeopathy/
Настало время перемен для того, чтобы гомеопатия выжила
A. Развивайте навыки владения Materia Medica и обучайте
студентов соответственно, а не выбирайте короткие пути. Как говорит доктор
Кент:
(i) «Студент, изучающий нашу Материа медика, должен изучить
прувинг, пока он не почувствует образ совокупности болезненных ощущений». (Доктор Дж. Т. Кент; «Новые лекарства –
клинические случаи», Малые труды, «Афоризмы и наставления», с. 429, глава
«Изучение нашей Materia Medica».
(ii) Искусный врач, назначающий лекарство, должен долго и
серьезно изучать Materia Medica, чтобы иметь возможность фиксировать в своем
уме образы болезни, которые, при необходимости, подойдут к образу больного
человека. Этих образов слишком много, и они чересчур разнообразны, чтобы их
можно было перечислить или классифицировать. Мне часто приходилось слышать, как
врач с интуицией пытается объяснить так называемое чудесное лекарство, говорит:
«Я не могу точно сказать, как я пришел к тому, чтобы назначить это лекарство,
но оно было похоже на него…». (Доктор Дж. Т. Кент; «Использование реперториума.
Как изучать реперториум, как использовать реперториум. , с. 3, глава
«Использование реперториума»).
(iii) «В моих лекциях по "Органону" я сказал, что
необходимо видеть образ каждого
лекарства. Не существует короткого способа изучения Материи медики». (Доктор Дж.
Т. Кент; Малые труды, с. 272, глава «Как изучить Materia Medica: как
использовать конкорданции Беннингхаузена»).
B.
На очных курсах бакалавриата в различных университетах Индии, особенно в
Бенгалии, реперториум изучается только с 4-го курса, а погружение в океан
Materia Medica происходит в течение первых трех лет. В то же время в
большинстве западных гомеопатических колледжей (конечно, за исключением
колледжа Аллена) Реперториум является основным предметом с первого курса.
Почему ученикам преподают этот короткий путь и вводят в заблуждение?
C. И последняя история, которой я хотел бы поделиться. На третьем
году обучения в BHMS, поскольку я хорошо учился в первые два года и стал первым
в университете, я решил показать свой так называемый прогресс в учебе и принес
в класс «Реперториум Кента».
Доктор Дубей увидел книгу, взял ее и выбросил из класса,
предупредив меня: «Мальчик, ты сначала учи язык, а не словарь»; эти слова все
еще звучат в моих ушах.
Еще раз, пожалуйста, поймите правильно, Реперториум занимает
свое место. «Цель реперториума никогда не состоит в том, чтобы заменить Materia
Medica, она в том, чтобы помочь в окончательном выборе единственного лекарства…
Это средство для достижения цели, а не самоцель».
Доктор Богер говорит: «Каждый реперториум полезен, но, к
сожалению, ни один не является полным…» [(«Основы реперторизации»,
«Всеобъемлющий учебник по ведению случая и реперторизации», Глава «Ограничения
реперториума», автор — профессор доктор Шаши Кант Тивари; с. 8,13–14].