Портфолио

воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Отрывок из книги У. Кинга по истории гомеопатии в Америке (мой перевод, продолжение, глава 2)


HISTORY OF HOMŒOPATHY
AND ITS INSTITUTIONS IN AMERICA
By William Harvey King, M. D., LL. D.

История гомеопатии и ее учреждений в Америке

Глава 2

Уильям Гарвей Кинг, M.D., LL.D.


Декан факультета в Нью-Йоркском гомеопатическом колледже и госпитале

Посвящается Самуэлю Христиану Фридриху Ганеману и немецким пруверам

(Эта глава написана Томасом Бредфордом) 

Принцип similia similibus curantur стар также, как история медицины. Тот факт, что вещество, способное производить ряд определенных симптомов, устранит подобные симптомы, вызванные некоторой другой причиной, был известен древним отцам медицины. Но, как и в случае проявления многих других истин, хотя иногда случалось исцеление, и оно отмечалось медицинскими авторами, не было никогда предпринято никаких усилий, чтобы понять и использовать на практике этот закон природы, пока Ганеман, немецкий химик и врач, не обратил случайно на это внимание и начал экспериментировать на себе, чтобы добраться до истины.

После долгих усилий, проводя испытания, преследуемый неприятностями и насмешками, преодолевая бедность, остракизм своих собратьев, он неуклонно продолжал свой путь, на котором его ожидал триумф, и оставил свою ношу, пронеся ее через многие годы долгой жизни, в самом прекрасном из построенных людьми городе, богатый, уважаемый и почитаемый, признанный основателем и мастером большой медицинской системы, практикуемой во многих странах. И это не было пустым высказыванием: «Я жил не напрасно».

Говорят, что гений состоит в способности вынести бесконечную боль. В равной степени верно, что тренировка этой способности возможна не для всех. Существует сила в человеке, которая заставляет его трудиться над какой-то задачей, картиной, книгой, делом, важным для страны или человечества. Художник не может обойтись без холста, каждое прикосновение к которому является средством для достижения определенной цели, и он должен накладывать мазок за мазком и цвет за цветом, пока восхитительное представление об идеальном изображении не зафиксируется на холсте на радость будущим поколениям. Автор должен писать независимо от своего окружения; он не может остановиться, его история должна быть рассказана. Генерал должен безжалостно направить свою армию вперед, туда, где трупы, горящие дома, вперед к победе или смерти; это его судьба, и он должен следовать ей. Реформатор должен действовать постоянно, закрыв уши и устремив взор в будущее, за пределы круга своих собратьев; он должен вынести насмешки мировых бездельников, держась до конца, будь то сожжение на костре или лавровый венок. Каждый, побуждаемый силой вне его, должен идти к воплощению своей судьбы. В мировой истории случаются такие моменты, когда рождается человек, в сердце которого в детстве зажигается священный огонь. Результаты этих редких врожденных даров отражаются на эпохах мировой истории и, благодаря им, человечество делает шаг к исполнению цели Творца. Таким человеком был Ганеман, историю чьей замечательной жизни и медицинской системы мы собираемся рассказать.

Самуэль Христиан Фредерик Ганеман родился ночью 10 апреля 1755 года в Мейсене, в Саксонии, в семье художника по фарфору. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец стал давать ему ежедневные уроки мышления, посвящая этому определенное время. Мудрый отец в эти часы советовал сыну не принимать ничего без доказательства и придерживаться хорошего. В раннем возрасте мальчик начал посещать деревенскую школу, в детстве у него была привычка гулять по живописным холмам Мейсена. Ему нравилось изучать растения, он сделал гербарий и увлекался естественной историей. У него были к этому способности, и 12-летнему Самуилу учитель Мюллер доверил обучать греческому других учеников. Примерно в это же время экономный отец решил забрать его из школы и, как большинство немецких отцов, устроить его работать, но магистр Мюллер, директор, упросил оставить сына в школе и обещал уменьшить плату за обучение, в результате чего яркий, старательный парень остался со своими книгами. В 16 лет он поступил в частную школу в Мейсене. Несколько раз отец забирал его из школы, только чтобы его уговорили разрешить сыну вернуться в школу. Однажды он определил сына к бакалейщику в Лейпциг, но парень убежал и вернулся домой, где мать прятала его несколько дней, пока сердце отца не смягчилось. Отец возражал против трат на освещение, необходимое для полночных занятий, поэтому сын смастерил грубый глиняный светильник и скрывался по ночам с книгами в своем убежище в старом доме, где он жил.

Дом в Мейсоне, в котором родился С. Ганеман

Мальчиком руководила замечательная внутренняя естественная сила, толкающая его учиться, чтобы заполнить ум полезными знаниями, несмотря на отцовскую экономию и другие трудности. Он должен был учиться, это была его судьба, и отец, наконец, начал понимать, что что-то было в этом сельском парне двадцати лет, его эксцентричном сыне, который уже знал немного латынь, греческий, иврит, историю и физику, и кого ничто не могло удержать от учения, и он больше не пытался обуздать своего сына. Поэтому, когда Самуилу был двадцать лет, в 1775 году, на Пасху, Ганеман-студент получил от своего отца около двадцати долларов, с разрешением поехать в Лейпциг, университетский город, чтобы добиться победы на выбранном им пути. Самуэль начал студенческую жизнь в Лейпциге с посещения лекций днем и занятий переводами с английского на немецкий по ночам, он также преподавал немецкий и французский богатому молодому греку. Щедрый гражданин Мейсена представил ему бесплатные билеты на медицинские лекции, но его литературные занятия мешали посещать их регулярно. Он усердно учился и копил деньги, чтобы учиться в более продвинутой школе в Вене. В Лейпциге он обманом лишился своих сбережений и в течение девяти месяцев был вынужден жить чуть больше, чем на шестьдесят восемь флоринов, а затем искать средства к существованию. Но на его пути оказался д-р Кварин, врач Марии-Терезы и императора Иосифа.

Д-р Кварин помогал этому молодому саксонскому ученому, который так говорил о своем благодетеле много лет спустя: ''Он уважал, любил и учил меня, как будто я был первым из его учеников и даже более того, и он делал все это, не ожидая какой-либо компенсации. Для него было несомненно, что у меня есть призвание стать врачом. Он дружил со мной, и я бы даже сказал, любил меня, и я был единственным молодым человеком, которого он брал с собой на визиты к пациентам".

Фон Кварин нашел для Ганемана пост частного врача и библиотекаря у барона фон Брукенталя, губернатора Сибенбурга, который и жил в Херманштадте. Год и девять месяцев Ганеман оставался в восхитительном уединении в большой библиотеке фон Брукенталя, заполненной бесценными книгами и рукописями. Он каталогизировал коллекцию барона, состоящую из редких монет, а также книги, и расположил их в определенном порядке. И он изучал эти книги. Он всегда учился, готовясь к будущему, о котором не мог мечтать, и всегда неизвестная внутренняя сила подталкивала его к получению новых разнообразных знаний. Когда Ганеман оставил Херманштадт, он знал греческий, латынь, английский, иврит, итальянский, сирийский, арабский, испанский, немецкий и немного халдейский; а ему тогда было всего 24 года.

И этого человека называли «невежественным немецким фанатиком!»

Ганеман хорошо попрощался с бароном весной 1779 года и отправился в университет Эрлангена, чтобы получить степень доктора медицины, – он выбрал Эрланген, потому что плата за обучение там была ниже, чем в Вене. Здесь он 10 августа 1779 года успешно защитил диссертацию и получил диплом. Со времени окончания учебы в августе до некоторого момента в 1780 году, Ганеман, вероятно, ездил по городам Нижней Венгрии. Летом 1780 года тоска по дому пересилила, и он вернулся в Саксонию и поселился в маленьком городке Хетштадте, в месте добычи меди, где работы было мало, но он изучал горное дело. Ганеман оставался там девять месяцев, а весной 1781 года перебрался в Дессау, где впервые заинтересовался химией, в которой впоследствии стал одним из наиболее способных экспериментаторов того времени. Там он получил много знаний о практике горной металлургии, которые впоследствии использовал при написании статей по этому вопросу, и, как он причудливо сказал: "Я заполнил мансардные окна своего ума".

В Дессау Ганеман встретил Джоанну Генриетту Леопольдину Кюхлер, дочь аптекаря Кюхлера, которая стала его спутником жизни. Они поженились в Дессау 1 декабре 1782 года. Ему было двадцать семь, а ей – девятнадцать лет. За некоторое время до этого он получил пост приходского врача в Гоммерне, небольшом городке неподалеку от Магдебурга. Они отправились туда, и Ганеман, наконец, начал регулярно практиковать свою профессию. Он говорил, что там ранее не было врача, и жители не испытывали в нем нужды. Там он прожил два года и девять месяцев. За это время он сделал несколько важных переводов и опубликовал свою первую оригинальную книгу "О лечении старых ран и язв". В этой работе Ганеман изложил результаты своего опыта в Трансильвании и написал, что пациенты, вероятно, могли бы обойтись без него. Описывая случай лечения кариеса плюсневой кости, он сказал:
"Я выскреб кариозную часть кости и удалил все мертвые участки, почистил ее алкоголем и наблюдал за результатом" (неплохой метод проведения операции на сегодняшний день, а это было в 1784 году). В книге упоминаются вопросы гигиены, хотя в то время ее плохо понимали. Мастер в своем учении опережал время.

Ганеман, по его словам, почувствовал прелести дома; он был спокоен, его книги и его официальное положение устраивали его; но грубые, варварские медицинские методы того времени расстраивали его логический и образованный ум, нацеленный на конкретные результаты. Он не любил назначать пациентам комбинации лекарств, действие компонентов которых на пациентов было ему неведомо. Он не мог принять произвольные способы и методы существующих медицинских школ. В знаменитом письме к Гуфеланду, "Нестору немецкой медицины", о "Необходимости регенерации в медицине", опубликованном некоторое время спустя, Ганеман в полной мере объясняет свои чувства в тот период своей жизни и причины отказа от прежней практики медицины, чьи догмы вызывали у него сомнение. Он оставил свой пост в Гоммерне осенью 1784 года и полностью отказался от практики, так как (по его собственным словам) "Я больше не мог рисковать нанести вред, и я занимался исключительно химией и литературными занятиями". Его ум теперь стремился к его идеалу. Однажды он сказал Гуфеланду, не возможно поверить в то, что Творец не предусмотрел некий определенный метод созерцания проявления заболевания и определенного уверенного его излечения. "Но почему этот метод не был открыт на протяжении двадцати пяти-тридцати веков людьми, которые называли себя врачами? Потому что это слишком прямо и слишком легко; потому что для его использования нет необходимости в блестящих софизмах или соблазнительных гипотезах". Подталкиваемый какой-то внутренней силой к поиску, Ганеман отказался от старой практики медицины и оказался вместе со своей семьей в относительной бедности, но с чистой совестью, и исполнил непреложный закон своей природы, который был бессилен преодолеть. Из Гоммерна он переехал в блестящий Дрезден, тогда служивший центром искусств и наук, и посвятил свое время переводам и изучению химии. Он также изучал медицинскую юриспруденцию с д-ром Вагнером, городским врачом или офицером здоровья, который стал его другом и дал ему возможность получать оплату в городских госпиталях в течение года. В это время Ганеман был хорошо известен в Германии как переводчик научных книг и смелый и успешный экспериментатор в области химии.

Ганеман был тепло принят выдающимися учеными, живущими в Дрездене. Аделунг, собравший и напечатавший пять томов об истории всех известных языков и диалектов ("Митридат"), который был, пожалуй, самым известным филологом в мире; Дасдорф, библиотекарь из великой Электоральной библиотеки, зрелый ученый, Блюменбах, натуралист, и Лавуазье, злополучный химик, жертва террора властей. Такой была компания, окружавшая Ганемана, ученого в научной атмосфере, товарища мудрых людей. Такая жизнь продолжалась четыре славных года. До этого времени все переводы научных работ и оригинальные книги, которые он писал, были такого характера, что готовили его к крупным открытиям, которые ему было суждено сделать.

В сентябре 1789 года Ганеман переехал в Лейпциг и продолжил свое литературное творчество. До этого, возможно, у него не было никаких идей относительно того, что он должен стать медицинским реформатором. Нет в его трудах мыслей об этом. Он был просто образованным врачом и химиком, слишком честным, чтобы заниматься кровопусканием и слабительными и назначать лекарства большими дозами своим собратьям, пытаясь смутно найти в своем уме более осмысленные и безопасные методы лечения. Вскоре после приезда в Лейпциг, в то время, когда он занимался переводом с английского языка Материи медики великого шотландского врача, Уильяма Куллена, одно утверждение в книге подтолкнуло его провести некоторые эксперименты на себе, связанные с корой хинного дерева. В результате он записал в примечании ко второму тому своих переводов:
 «Я принимал в ходе эксперимента, дважды в день, четыре драхмы хорошей хины. Мои ноги, кончики пальцев и проч. вначале стали холодными... я стал вялым и сонливым, затем сердце начало трепетать и пульс стал жестким и мелким, невыносимое беспокойство, дрожь (без окоченения от холода), слабость в конечностях, затем началась пульсация в голове, щеки покраснели, я испытывал жажду, и вскоре появились все симптомы, характерные для перемежающейся лихорадки, один за другим, кроме своеобразной непереносимости холода. Такой приступ продолжался каждый раз по 2-3 часа и повторялся только в том случае, когда я повторял дозу. Я прекратил прием лекарства, и ко мне вернулось хорошее состояние здоровья... Это открытие вело к эксперименту, анализ вел к синтезу».

Ганеман в течение шести лет отмечал эффекты разных лекарств и отравления здоровых людей, а также изучал старые тома Материи медики с записями экспериментов. Его семья и друзья помогали ему в этом. Они принимали разные дозы при всех возможных вариациях обстоятельств, чтобы яснее понять действительный эффект. Все свободное от переводов время он посвящал этим прувингам и исследованиям по химии.

В это время у него уже было несколько детей, а он был так беден, что вся семья жила в одной комнате: отец занимался своей работой в углу, отделенный от семьи лишь занавесом. Он привык заниматься переводами каждую вторую ночь, чтобы больше времени оставалось на эксперименты. В 1791 году бедность вынудила его поселиться в маленькой деревне Стоттериц, где было дешевле жить. Он помогал в работе по дому, одевался как немецкие бедняки, носил тяжелые деревянные башмаки и даже замешивал хлеб своими руками. Семью настигли болезни.

Ганеман потерял веру в медицине. В это время он писал: "Куда мне обратиться за помощью, настоящей помощью? – вздыхает безутешный отец, услышав стоны своих дорогих, несказанно больных детей. Темнота ночи и мрак пустыни окружают меня, никакой перспективы облегчения для моего подавленного отцовского сердца". Тем не менее, в нем всегда жила решимость продолжать эксперименты, чтобы разработать новый закон, к обоснованию которого он уже приближался на практике.

До этого времени у Ганемана не было никакой возможности проверить на больных результаты прувинга лекарств на здоровых, но вот это время пришло. Один влиятельный человек, господин Клокинбринг, должен был быть насильственно помещен в психиатрическую больницу, и его жена, услышав о Ганемане, была вынуждена просить его заняться ее мужем. Благодаря ее влиянию, герцог Гота предоставил Ганеману для экспериментов крыло в своем старом охотничьем замке в Георгентале, у подножия Тюрингских гор, в 9 милях от его собственной столицы в Готе. Герцог приказал, чтобы все было устроено как надо для приема маньяка и его охранников. Безумный был доставлен туда зимой 1791-1792 годов. Ганеман впервые занялся его случаем весной 1792 года, а летом он переехал в Георгенталь. Это был случай острой мании, и Клокинбринг был очень сильным, поэтому требовалось несколько телохранителей. Ганеман пишет, что в течение двух недель он наблюдал за больным и не назначал никаких лекарств. В то время было принято лечить безумных людей с большой строгостью, с применением цепей, битья, их помещали в темницы. Ганеман не одобрял такой подход и лечил своих необычных пациентов с большой мягкостью. Говорят, что в этом плане Ганеман опередил известного психиатра Пинеля. В этом же, 1792 году, Пинель освободил от цепей маньяков в госпитале Бисетр в Париже. В 1793 году Клокинберг вернулся в Гановер полностью вылеченным.

Ганеман оставил Георгенталь в мае 1793 года и переехал в Мольшлебен, маленькую деревню возле Готы. Из писем, которые он в это время писал пациенту и которые были опубликованы, мы можем точно проследить за его местонахождением. Он отправился из Мольшлебена в Пирмонт, затем, в 1796 году, в Вольфенбуттель, а потом в Кёнигслуттер, где оставался до 1799 года, когда переехал в Гамбург. Его жизнь в Кёнигслуттере известна, потому что ,находясь там, он опубликовал в 1796 году в «Журнале практикующих врачей», редактируемом его другом Гуфеландом, самом известном медицинском журнале того времени, свое знаменитое эссе «Новый принцип выяснения целебных свойств лекарств». В нем он впервые представил миру свой принцип similia similibus curantur, объясняя, как он экспериментировал и какие получил результаты. Только после шести лет постоянных экспериментов и исследований он раскрыл мировой медицине свой прекрасный секрет.

В течение последнего года жизни в Кёнигслуттере Ганеман стал свидетелем эпидемии скарлатины и смог проверить свои новые знания на практике. Он заявил, что, так как Belladonna вызывает подобное состояние, она вылечит от скарлатины, и так и происходило, и так как он первым проверил действие лекарства на больных и не называл его, пока не удостоверился в целительном эффекте, его враги вплоть до сегодняшнего дня обвиняют его в применении секретных лекарств и панацеи.

Назначая пациентам свои собственные лекарства, Ганеман нарушал закон, и ревнивые аптекари Кёнигслуттера преследовали его и принуждали к дальнейшим странствиям. Осенью 1799 года он упаковал все свои вещи в фургон, усадил туда свою семью и с тяжелым сердцем покинул город, в котором в его жизнь впервые заглянуло солнце, и отправился в Гамбург. По дороге на крутом спуске фургон перевернулся, кучер был выброшен с сидения, Ганеман получил травму, дочка сломала ногу, младенец Эрнст получил такие повреждения, что вскоре умер, а имущество было повреждено, упав в воду.

В ближайшей деревне Мулхаузен семье пришлось задержаться на 6 недель и столкнуться с большими расходами.

После этого он поселился в Альтоне и оказался в Гамбурге только в 1800 году. Флейшер, издатель из Лейпцига, дал Ганеману перевод английской книги, содержащей медицинские рецепты. Ганеман перевел ее на немецкий, но добавил свое предисловие, в котором вышучивал, высмеивал и принижал составные рецепты больших светил английского медицинского мира, так что издатель расстался с ним. Следующим оказался перевод с латыни Материи медики, фон Халлера, опубликованный в 1806 году. В это время Ганеман написал несколько эссе для журнала Гуфеланда. В 1802 году он отправился из Гамбурга в Моллен, в герцогство Лауэнбург, а оттуда – уехал в Эйленбург, в любимую Саксонию. Но там он не мог оставаться, его выгнал оттуда санитарный инспектор. Оттуда он переехал в Махерн, деревушку, находящуюся в 4 милях от Лейпцига, где нищета вновь замучила его. Он рассказывал, что после того, как целыми днями трудился над переводами (над Материей медикой Халлера), он часто помогал жене по ночам стирать одежду, и так как у них не было денег на мыло, он использовали вместо него сырой картофель. Кусок хлеба, который доставался каждому в семье, был так мал, что он обычно взвешивал его, чтобы каждому досталось поровну. Из Махерна он отправился в Витенбург, но вскоре переехал в Дессау, где прожил два года.


Ганеман оставил Гамбург в начале 1802 года. Он не мог долго оставаться на одном месте. Он был бедным, преследуемым, изгоняемым из города в город. Он провел почти два года в Дессау, и, судя по его письму в июне 1805 года, переселился в Торгау, где оставался до 1811 года, после чего переехал в Лейпциг. Так как его эссе в медицинских журналах только привели к его осуждению, впоследствии он публиковал свои статьи в «Общей немецкой газете по литературе и наукам».

Переводы, рерайтинг, копирайтинг, информационные статьи для вашего сайта 
dymentz@list.ru

воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Отрывок из книги У. Кинга по истории гомеопатии в Америке (мой перевод, продолжение)

HISTORY OF HOMŒOPATHY
AND ITS INSTITUTIONS IN AMERICA
By William Harvey King, M. D., LL. D.

История гомеопатии и ее учреждений в Америке

Глава 1

Уильям Гарвей Кинг, M.D., LL.D.


Декан факультета в Нью-Йоркском гомеопатическом колледже и госпитале

Посвящается Самуэлю Христиану Фридриху Ганеману и немецким пруверам





Открытие явных и непозволительных несоответствий в лечении и назначении лекарств в течение последней четверти XVIII в. привело к появлению более безопасного метода излечения, по сравнению с тем, что мир знал прежде. Говорят, что эволюция и развитие были девизом XIX в., в ходе которого были сделаны наибольшие успехи в продвижении искусства и науки, чем когда-либо за всю историю, и среди тысяч замечательных открытий, которыми был отмечен этот век, большинство относится к его второй половине. Это похоже на правду, и если это так, то гомеопатии принадлежит честь участия в прогрессе медицинской науки прошлого столетия, так как она достигла наибольшей степени развития и совершенствования в течение последних пятидесяти лет.

Гомеопатия в начале двадцатого века опирается на твердый основополагающий принцип, установленный ее основателем более ста лет назад, и за это время она продвинулась во всех мыслимых направлениях, принимая участие в общем прогрессе в каждой отрасли науки на протяжении всего этого времени.

Дело не в том, что Ганеману была предназначена в жизни особая миссия; он родился, и вырос, и обучался, как и другие его современники; в детстве и юности он обладал умственными качествами, как и другие люди в его окружении, возможно, он даже не был более одарен, чем они, но, в отличие от них, он обладал страстью к познанию, был пытливым от природы и любил находиться в компании книг больше, чем ловить удовольствия праздных часов, гораздо больше, чем он любил мастерскую отца, где старательно проводил время с кистями, красками и фарфоровыми изделиями, пока обучался профессии отца. Но, независимо от среды, в которой он находился в юности, свои ранние успехи в образовании и непоколебимое решение вести жизнь врача, Ганеман был во многом замечательным человеком, и то, что он сделал, было только правильным воплощением талантов, которыми он был наделен от природы, а обстоятельства задали направление.

Правильно говорят, что ранняя история гомеопатии в Германии была только историей жизни Ганемана в этой стране, эту историю рассказывает здесь Бредфорд, и ее пересказывали сотни других комментаторов.

 "Легко показать, – говорит Пульман о Ганемане, – что, когда он выдвинул свою новую доктрину, он не только стал в оппозицию к духу того времени, но, несомненно, отдал дань последнему, помещая корни новой системы в старую почву. Мы знаем из его биографии, что он отбросил с отвращением старый неглубокий способ практики и посвятил себя на некоторое время изучению химии".

Чтобы оценить силу характера Ганемана нужно иметь представление о состоянии медицины того времени, но тщательно изучить этот вопрос здесь невозможно, это опасная и неопределенная область даже для осторожных логиков ХХ века, так как наибольшие достижения в этой особенной отрасли науки относятся к последним пятидесяти годам. Это касается не только гомеопатической школе, но и к так называемой (самоназванной) официальной школы.

Но противники доктрины, выдвинутой Ганеманом и усовершенствованной и развитой его ближайшими последователями, никогда не рассматривали гомеопатию в свете современной медицинской науки, в свете истины просвещенного века, в котором они живут, и по-прежнему характеризуют принцип similia similibus curantur как одно из заблуждений прошлого времени; но они практикуют его, порой обращаются к этой "догматической" теории и, разумно исследуя и сравнивая его с учением, которому сами обучены, часто вынуждены принять истину и использовать ее в своей практике. Факт, что сегодня в Америке примерно одна шестая часть врачей, занятых в лечебных учреждениях и преподающих исключительно в гомеопатических школах, являются выпускниками аллопатических колледжей, поэтому не удивительно , что только в пятой части из каждых ста медицинских школ в Америке гомеопатию преподают достаточно определенно.

Ганеман выдвинул свое поразительное учение в Германии в 1790 году, после чего новая школа прошла через множество замечательных и длительных проверок, испытаний и противостояний, прежде чем она была признана и принята в других странах. Но семя было посеяно в плодородную немецкую почву, выросло там и расцвело, и, в конечном итоге, распространило свои ветви в другие страны. В соответствии с Альтшулем, новая доктрина была принята в Богемии в 1817 году, а в следующем году Вейт, умудренный жизнью Нестор, обратил на нее свое внимание, благодаря Krastiansky, знаменитому военному врачу. В Австрии гомеопатия нашла приют в 1819 году у Госнера, практикующего в Oберхоллабруне, и Мусека, в Сайнфельде, но в том же году император Франц I приказал, чтобы "гомеопатический метод лечения доктора Ганемана был повсюду строго запрещен", однако этот запрет был только временным. 

В России эта система была впервые введена мирянами в 1823 году, и вскоре доктор Адамс, друг Ганемана, начал практику в Санкт-Петербурге. 

Франция заразилась гомеопатией в 1830 году, когда новая доктрина нашла там своего первого толкователя, графа де Гуиди, доктора медицины, доктора наук и инспектора университета в Лионе, который имел возможность консультироваться у де Романи, гомеопатического врача с высокой репутацией из Неаполя.

В своей работе о появлении гомеопатии в Италии Dadea, MD из Турина, говорит, что семя было посеяно в почву Неаполя австрийцами, которые посетили город в марте 1821 года, чтобы "лишить его благородных жителей свободы, которую они получили в результате революции в том же году. Генерал, командующий оккупационной армией, барон Фрэнсис Коллер, преданный сторонник гомеопатии, представил Королевской академии Неаполя копии «Органона» и «Материи медики», приглашая к их использованию на благо человечества".

Грам привез новую систему, прибыв в 1825 году в Америку как путешественник, в Нью-Йорк, который и тогда и теперь является первым городом, встречающим прибывших. Грам был первым, представившим здесь новую доктрину, ученый, учитель, во всех отношениях джентльмен, но он не очень хорошо представлял, с какими предрассудками ему предстоит бороться и какая война будет объявлена его принципам. Грам вернулся домой, но принесенная им весть не нашла теплого приема на этой стороне Атлантики. Потребовались большие усилия, прежде чем гомеопатию стали практиковать в Америке.

В Швеции честь введения гомеопатии принадлежит д-ру Джорджу Валенбергу, профессору университета в Упсале, который должен был читать лекции по ботанике, фармации и органике, и для того, чтобы повысить свою квалификацию, решил изучить несколько доступных гомеопатических книг, а, изучив их, он убедился в их рациональной истине, хотя он сам никогда не практиковал новую систему. Эта честь выпала Лейдбеку и Саудену, а их первым обращенным был Сондерберг, известный ботаник и орнитолог, который жил в маленьком древнем городе Сигтуна.

Керр, M.D., из Челтнема, в своем историческом повествовании говорит, что хотя Ганеман опубликовал свой «Органон Медицины» в 1810 году, до 1826 года профессионалы в Великобритании не замечали гомеопатию, но в этом году она была представлена на заседании Медицинского общества в Лондоне, ее обсуждали, ею заинтересовались, высказались за и против и отказались от нее, – наиболее естественный результат для медиков Великобритании в условиях рассматриваемого периода. Но через год, однако, там поселился Фредерик Ф. Куин, врач и человек из свиты принца Леопольда из Саксен-Кобурга. Куин изучал гомеопатию в Германии, практиковал в Неаполе и имел честь ввести ее в Англии. Но Куин, практиковавший в Англии без лицензии от уважаемого органа, цензоров Королевского колледжа врачей, был вызван в суд, ему пригрозили большим штрафом, хотя, несмотря на все это, оставили в покое, и он продолжал свою практику. Однако позже гомеопатия была запрещена в Великобритании, была подвергнута ряду ожесточенных нападок, все выдержала и вышла из битвы сильнее и лучше, чем раньше.

«В 1829 году гомеопатия прибыла в Мадрид, – говорится в хронике гомеопатического общества столицы Испании, – вместе с королевской комиссией, посланной королем Неаполя на свадьбу Донны Марии Христины с Доном Фердинандом VII, так как в состав этой комиссии в качестве врача входил доктор Хоратус, практиковавший гомеопатию. Но так как его пребывание в Испании было коротким, он не произвел своей практикой никакого ощутимого влияния на реформирование медицины». Более важной была служба, организованная непрофессионалом Cуарте, торговцем из Кадиса, который, отправившись в путешествие для поправки здоровья, познакомился с Неккером и стал энтузиастом гомеопатического лечения. Суарте был другом сеньора Вилалба из дипломатического корпуса, они путешествовали вместе в Кётен, чтобы встретиться с Ганеманом и проконсультироваться у него насчет здоровья Суарте. Следуя совету Основателя, он отправился в Лион и вылечился, а в знак благодарности купил копии работ Ганемана и распространил их среди врачей Андалузии. Кроме того, он отправил в Лейпциг, за свой счет студента-медика, чтобы тот получил инструкции от наиболее известных немецких гомеопатов того времени. Так гомеопатическое учение впервые стало известно в Испании в 1829–1830 годах, и его начали практиковать в Андалузии, одной из испанских провинций.

Бельгия, находясь в центре Западной Европы, на протяжении веков пробуждала корыстный интерес у своих мощных соседей: Голландии на севере; Германской империи на востоке; Франции на западе и юго-западе и Англии на западе, отделенной от нее Северным морем. В течение последних пяти веков Бельгия была оккупирована по очереди Францией, Испанией и Германией, и лишь в 1830 году смогла освободиться от Голландии и создать независимое правительство. В 1829 году гомеопатия появилась в Бельгии, когда де Мур из Алоста, титулованный хирург из гражданской больницы, стал приверженцем новой системы. Два года спустя Варлез и и Карлье начали практиковать гомеопатию в Брюсселе, и в 1837 году они, при содействии Брикхе, Дюголя, ван Мербура, Дюнемберга и других основали бельгийское гомеопатическое общество.

В Гаване гомеопатия появилась в 1842 году с Франсиско де П. Эскопетом, который приехал тогда из Испании. Первым практиком в школе в Сантьяго-де-Куба был Хоакин Брамон, который приехал в Испанию из Барселоны в 1845 году и практиковал вплоть до 1847 года. На Ямайке гомеопатия была практически неизвестна до 1870 года, а потом ее защитники преследовались некоторое время гражданскими властями.

Это беглый очерк появления гомеопатии в различных странах Европы и в некоторых их западных владениях. У авторов данной работы не было цели подробно описать историю гомеопатии в других странах, кроме Америки, но мы проследили в целом путь, по которому гомеопатия постепенно распространялась из своего родного дома, Германии, в другие княжества и государства и добралась до Америки, и то, что написано на вступительных страницах, должно послужить основой для дальнейшего повествования, которое начинается с повествования о жизни Ганемана и его достижениях, о чем рассказал Бредфорд. 


Переводы, рерайтинг, копирайтинг, информационные статьи для вашего сайта 
dymentz@list.ru