Что писал Ганеман в "Органоне" об изопатии
Когда-то в Каунасе, в музее Чюрлениса, молоденькая экскурсовод оканчивала свой рассказ возле каждой картины словами: "Но каждый увидит в ней то, что увидеть сможет".
На всю жизнь запомнила.
Так вот, почитав разные мнения об изопатии и в очередной раз вернувшись к Ганеману, решила, что все лучше усваивается при переводе, тогда ведь над каждым словом и сочетанием слов задумываешься.
В "Введении" к "Органону", 5-е издание, Ганеман пишет:
"На таких примерах
домашней практики г-н М. Люкс воздвиг свой так называемый лекарственный способ
«равный и тот же», который он назвал Изопатией, а некоторые эксцентрически
мыслящие головы успели принять его как «последнее слово» терапевтического
метода, не будучи в курсе того, как его можно реализовать.
Однако если внимательно
рассмотреть предлагаемые примеры, то видно совсем другое.
Чисто физические силы
отличаются по природе своего воздействия на живой организм от лекарственного
воздействия динамического вида.
Тепло и холод окружающего воздуха, или воды, или пищи и питья, сами по себе (как жар и холод) не представляют абсолютно никакой угрозы здоровому телу; чередование тепла и холода необходимо для поддержания здоровой жизни; следовательно, сами по себе они не являются лекарствами.
Поэтому тепло и холод не действуют как лекарства при поражениях человеческого тела вследствие своей сущности (то есть как тепло или холод сами по себе, как факторы, вредные сами по себе, каковыми являются, вероятно, даже в мельчайших дозах, лекарства, корень ревеня, хина и т. д.), а, скорее, только вследствие большего или меньшего количества, то есть соответственно своей температуре, так же как (возьмем пример чистого действия физических сил) большой кусок свинца больно раздавит мою руку не вследствие своей внутренней сущности как свинца, но вследствие своего количества и большого веса.
Если, однако, холод или
тепло полезны при телесных недугах, например, отморожении или ожоге, это
происходит исключительно из-за чрезвычайной своей температуры, вызывающей
травму здорового тела.
Мы обнаруживаем,
соответственно, в этих примерах помощи в домашней практике, что конечность
восстановилась не изопатически, с помощью применения воды той же температуры,
при которой она замерзла (она бы от этого омертвела и погибла), но, скорее,
вследствие использования холода, когда температура воды лишь приближалась
(гомеопатически), постепенно, к комфортной, так как замерзшие листья кислой
капусты, приложенные к отмороженной руке, при комнатной температуре вскоре
размораживались, постепенно нагреваясь от 32 °F до 33 °F,а затем
до комнатной температуры, предположительно до 55 °F, и, таким
образом, конечность излечивалась при помощи физической гомеопатии. Сходным
образом рука, обваренная кипятком, не может быть излечена изопатически с
помощью кипящей воды, но только при использовании несколько меньших температур,
например, при погружении руки в сосуд с жидкостью, нагретой
до 160 °F, причем жидкость жеминутно становится менее горячей и,
в конце концов, охлаждается до комнатной температуры, и, в результате,
обваренный участок восстановится с помощью гомеопатии.
С помощью замерзшей воды нельзя разморозить изопатически картофель или яблоки, для этого можно использовать только воду, температура которой близка к точке замерзания.
Приведем еще один пример из области физического воздействия: при травме вследствие удара твердым предметом по лбу (очень болезненная шишка) опухоль и боль вскоре уменьшаются, если на ушибленное место давить некоторое время возвышением большого пальца руки, вначале сильно, затем постепенно ослабляя давление – гомеопатически, но ни в коем случае не с силой, равной силе удара, таким же твердым предметом, изопатически, что может только усилить повреждение.
Примеры изопатического «излечения», приведенные в книге, — мышечные спазмы у человека и нижний спинальный паралич у собаки, вызванные охлаждением и излеченные быстро холодными ваннами, — ошибочно объяснять изопатически. Расстройства от охлаждения только так называются, но часто развиваются у предрасположенных субъектов даже от дуновения воздуха, который вовсе не всегда холодный.
Различные эффекты холодной ванны на живой организм, в здоровом состоянии и при болезни, не могут быть сведены к этой единственной формуле и служить оправданием для построения столь претенциозной системы! Змеиные укусы, которые, как утверждается в книге, наверняка излечиваемые кусочками змеи, должны считаться сказками прошлых времен до тех пор, пока подлинность этих голословных заявлений не будет недвусмысленно подтверждена наблюдениями и опытом, чего, вероятно, никогда не будет. Наконец, то, что слюна бешеной собаки, назначенная человеку, страдающему водобоязнью (в России), предположительно, излечила его – это «предположительно» никогда не заставит никого из здравомыслящих врачей повторить этот опасный эксперимент или возвести так называемую изопатическую систему (столь же опасную и неправдоподобную в своем широком применении), как это было сделано (не непритязательным автором памфлета "Изопатическое лечение заразных болезней": Leipzig: Kollmann), но его эксцентрическими сторонниками, особенно д-ром Гроссом (v. Alg. hom. Ztg., ii, p. 72), который превозносит изопатию (aequalia aequalibus) как единственно верный терапевтический метод и настаивает на том, что лечение "подобного подобным" – только временная мера, что довольно неблагодарно, однако, поскольку известно, что он полностью обязан всей своей славой и удачей принципу "подобное подобным"".
Еще один момент, примечание в шестом издании "Органона" к параграфу 56.
Некоторые с большой радостью создали третье применение
лекарств против болезней с помощью так называемой изопатии, то есть метода
лечения имеющейся болезни тем же самым миазмом.
Но даже если они
добивались успеха, изопатия оказывалась эффективной только потому, что лечение
осуществлялось сопоставлением подобного подобному, а изопатия предоставляла
пациенту миазм в высокопотенцированном и, следовательно, в измененном виде.Но
попытки излечения болезни с помощью полностью идентичной [грубой]
потенции противоречат здравому смыслу и всему опыту
человечества.Первые исследователи Изопатии предполагали, вероятно, что принесли
пользу человечеству инокуляцией коровьей оспы, предохраняющей инокулированного
от любой последующей инфекции натуральной оспы и излечивающие ее заранее.
Однако коровья оспа и
оспа натуральная являются лишь подобными заболеваниями и ни в коем случае не
одной болезнью; они различаются по многим характеристикам друг от друга, в
частности, более быстрым и мягким течением коровьей оспы, но, особенно, тем,
что коровья оспа никогда не может быть передана другому человеку бесконтактно, и
только лишь вследствие инокуляции наступил конец ужасным и смертельным
эпидемиям натуральной оспы, и нынешнее поколение полностью утратило
представление о прежних повальных эпидемиях натуральной оспы. Более
того, несомненно, что из некоторых специфических заболеваний животных в будущем
получат лекарственные и целительные потенции для очень сходных, важных
человеческих болезней, и, соответственно, они послужат дополнением к уже
имеющемуся ассортименту гомеопатических средств.
Но использование при
лечении болезни человека (чесотки или болезней, возникающих от нее) того
же вещества человеческой болезни (т.е. Псоринума,
получаемого от больного) – это ведет слишком далеко! Ничего из этого не
получится, кроме страданий и обострения болезни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий